Эту статью хочу посвятить разбору текста Ирины Сергеевны Богатырёвой из работы СтатГрад 19 марта. Разговор пойдёт о художественной литературе. Проанализируем сам текст, разберём возможные проблемы через примеры из него, а в конце вас ждёт готовое сочинение.
Ниже привожу исходный текст с отмеченной важной информацией, цветами выделены различные смысловые фрагменты:
Через содержание текста попробуем выйти на проблему:
Из конспекта можно вычленить следующие связи и проблемы:
- 1 пример: в детстве рассказчица не чувствовала разницы между жизнью и выдуманными историями, текст был неотъемлемой частью её реальности: она наслаждалась рассказами отца, живо представляя сюжеты приключений
- 2 пример: в зрелом возрасте рассказчица тоже не считает границу между вымыслом и жизнью принципиальной; теперь она лучше понимает «магию текста, которая позволяет ему выходить за пределы личного опыта автора, озвучивать чей-то чужой опыт»
Между примерами можно выделить разные связи:
- Дополнение (не только в детстве, но и в зрелом возрасте рассказчица любит литературу, не разграничивая её с реальностью)
- Подтверждение (детский опыт героини, наслаждавшейся рассказами отца, подтвердился впоследствии: с возрастом она лучше понимает «магию текста», и это не мешает ей снова получать удовольствие от выдуманных историй)
- Сопоставление (рассказчица сравнивает, сопоставляет детское погружение в истории, которые рассказывал отец, со взрослым восприятием художественного вымысла, когда она понимает наличие границ текста и реальности, но считает эти границы условными)
Возможные формулировки проблемы:
- В чём заключается особенность художественной литературы, «магия текста»?
- Каково отличие художественной литературы от невыдуманных историй?
- В чём заключается убедительность художественных произведений?
Перейдём к другим примерам, которые помогут раскрыть влияние литературы на человека:
Из конспекта можно вычленить следующие связи и проблемы:
- 1 пример: папа, вдохновенный рассказчик, оживлял истории из книг, увлекательно передавал истории из деревенского и городского детства
- 2 пример: рассказчица требовала повторений, её воображение помогало перенестись в приключения из «Денискиных рассказов», она научилась преодолевать «границу условности» литературы и жизни
- Причинно-следственная связь (благодаря таланту отца увлекательно рассказывать истории девочка научилась мыслить образами, получать удовольствие от литературы, преодолевать границу между вымыслом и реальностью)
Возможные формулировки проблемы:
- Как формируется любовь человека к литературе?
- Какова роль родителей в формировании восприимчивости к литературе, искусству? Как воспитать в ребёнке чувство любви к слову, литературе?
- Каково влияние литературы на человека?
Попробуем составить другую пару примеров:
- 1 пример: рассказчица, слушая папу, требовала повторений, её воображение помогало перенестись в приключения из «Денискиных рассказов», она научилась преодолевать «границу условности» литературы и жизни
- 2 пример: героиня-рассказчица делится захватывающими историями в детском саду: «Группа слушала, разинув рты». Так она завоёвывает уважение, авторитет.
Между примерами можно выделить разные связи:
- Дополнение (истории захватывали внимание не только рассказчицы, слушающей папу, но и других детей, которым она сама пересказывала любимые сюжеты) – Возможная проблема: Как литература влияет на человека? В чём заключается сила художественного произведения?
- Детализация (в детстве человек обладает наивысшей силой воображения: истории захватывали и шестилетнюю рассказчицу (деталь, часть), и всех её сверстников (целое) – Возможная проблема: Когда человек наиболее восприимчив к искусству литературы, слова? В чём заключается особенность детского восприятия?
- Причинно-следственная связь (благодаря умению передавать захватывающие сюжеты рассказчица смогла завоевать авторитет среди сверстников) – Возможная проблема: Как литература влияет на человека?
Пожалуй, с ключевыми проблемами на этом всё. Можно выделить и другие, но мне кажется, в центре внимания автора они не находятся:
- Как ребёнок воспринимает отца? (первый пример = детство рассказчицы с безусловным доверием к отцу; мир рухнул, когда она поверила в то, что отец ей врёт и второй пример = рассказчица, повзрослев, с любовью вспоминает о таланте отца рассказывать истории, снова занимает его сторону и ценит отношение папы к ней. Связь между примерами: дополнение / сопоставление)
- Как разные люди относятся к литературе? (Здесь можно взять два примера с противопоставлением: первый пример = рассказчица, не проводящая границы между вымыслом и жизнью, второй пример = воспитательница, убеждающая в том, что отец лжёт, истории из детства – не про него; не понимает условности границ между литературой и жизнью)
Будет интересно узнать, какую проблему нашли ребята, писавшие эту работу, и какие проблемы есть в ключах к тексту! Комментарии открыты для ваших мыслей о возможных проблемах, буду рада обсудить варианты)
А теперь – к готовому сочинению:
Сочинение ЕГЭ (27)
В чём заключается сила художественной литературы? Этот вопрос находится в центре внимания Ирины Сергеевны Богатырёвой в тексте, предложенном для анализа.
Чтобы привлечь читателя к проблеме, автор переносится в воспоминания о собственном детстве. Шестилетняя героиня-рассказчица наслаждается сюжетами историй, услышанных от папы. Её отец был «вдохновенным рассказчиком»: он будто оживлял образы, рисовал словами, увлекательно передавая истории деревенского и городского детства. Девочка снова и снова просила отца рассказать о приключениях, слушала «раскрыв рот», «немела» от сильных чувств. Становится ясно, что героиня испытывала множество положительных эмоций, слушая папины рассказы, получала удовольствие от погружения в увлекательные сюжеты.
Далее мы узнаём об отношении повзрослевшей героини-рассказчицы к литературе. С возрастом она не утратила способность ощущать «магию текста, которая позволяет ему выходить за пределы личного опыта автора, озвучивать чей-то чужой опыт». Героиня научилась более глубоко понимать суть художественного творчества, и моменты, когда текст переходит в жизнь, а жизнь – в текст, до сих пор кажутся ей «волшебными». Мы понимаем, что литература привносит в жизнь рассказчицы волшебство и радость даже тогда, когда она стала взрослой.
Данные примеры связаны с помощью подтверждения: более зрелые наблюдения рассказчицы, её жизненный опыт, позволивший обрести важные знания о литературе и действительности, подтверждают детские впечатления об условности границ между реальностью и вымыслом, когда человек сталкивается с волшебством словесного искусства.
Мнение Ирины Сергеевны Богатырёвой ясно: сила литературы заключается в её способности стирать границы между выдумкой и реальностью. Соприкасаясь с художественным словом, и автор, и читатель получают возможность «выходить за пределы личного опыта»: испытывать сильные эмоции, чувствовать себя соучастником описанных событий.
Трудно не согласиться с позицией автора. Действительно, литература стирает границы времени и пространства, сближает различных людей, а художественный вымысел заключает обобщённые истины о нашей жизни. Подтверждение этой мысли можно найти в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»: в художественной форме Булгаков передаёт личные переживания о непризнанности, о запрете на выезд за рубеж, о творческом кризисе писателя, которому нельзя выразить все свои идеи. В сюжете самого романа тесно переплетаются разные эпохи: Москва 30-х годов ХХ столетия и древний город Ершалаим. Написанные Мастером главы об Иешуа Га-Ноцри будто оживают, и мы вместе с героями Булгакова понимаем: действительно, «рукописи не горят», искусство вечно, уничтожить его невозможно, а проблемы, описанные в подлинно великих произведениях, не утрачивают своей актуальности.
Таким образом, «магия текста» дарит нам возможность прикоснуться к вечности, пережить события, описанные на страницах книг, а также обогатить свой жизненный опыт, получить сильные эмоции.
📝 Надеюсь, проделанный анализ поможет вам при самостоятельном разборе других текстов или при составлении рассуждения по этому)
Какое сочинение написать следующим? Комментарии открыты для ваших предложений! И не забудьте поставить лайк и подписаться на канал — впереди много полезных материалов ✨