Найти тему

«Всегда смотрю на себя глазами врага!» - признался артист балета и телеведущий Николай ЦИСКАРИДЗЕ

Оглавление

В просторном концертном зале знаменитого парка «Зарядье» состоялась яркая премьера спектакля «Виват, Академия!», посвященного 285-летию прославленной питерской Академии русского балета имени А. Я. Вагановой, которую обычно называют главной школой классического балета в мире.

Фото из архива "7 секретов"
Фото из архива "7 секретов"

Кроме того, были отмечены еще две круглых даты - 50-летие ректора Николая Цискаридзе и 10-летие его назначения на эту должность.

Как признался во время встречи со СМИ народный артист России, в свое время он говорил маме: «Я никогда не стану училкой!» Тем не менее судьба распорядилась так, что он преподает уже тридцать лет. Получается, большую часть своей полувековой жизни. Предлагаем свой пересказ встречи с журналистами.

Против негатива

- Если честно, я не люблю свои дни рождения и никогда не хотел их отмечать, - признался Николай Максимович. - Но сейчас понимаю, что это лишний повод сказать что-то хорошее людям.

Потому что мы живем в очень сложное время. Наш мир с геополитической точки зрения постоянно видоизменяется. Причем непонятно, куда. Кругом столько негативной информации.

Сегодня нам явно не хватает ярких праздников. И не только сегодня. Чем старше я становлюсь, тем все больше убеждаюсь, что о чем-то хорошем нужно говорить чаще. И непременно надо об этом постоянно напоминать.

Скажем, о хороших книгах, о хороших фильмах. Лучше еще раз что-то перечитать или пересмотреть, чем взять какую-нибудь дурную книгу или пойти в кино, которое тебе не нравится.

Вы знаете, я запретил себе все плохое. Вот мне не нравится фильм — я встал и ушел. Иногда посещаю спектакли. Если вижу, что постановка ужасная, то я тоже встаю и ухожу.

Конечно, я понимаю, что поступаю демонстративно, потому что меня многие знают в лицо. Но я плюю на все условности. Зачем тратить время на то, что не хочется видеть? Мне жалко прежде всего самого себя. Хотя я ухожу крайне редко, поскольку тысячу раз подумаю, пойти куда-то или нет.

С годами приобретается опыт. Раньше я мог безрассудно прийти, а потом плевался. Нет, сейчас меня на мякине не проведешь. Сначала я все как следует разузнаю. И чаще всего остаюсь дома. Просто, чтобы потом не вставать и не уходить.

Вагановцы разных поколений, Фото из архива "7 секретов"
Вагановцы разных поколений, Фото из архива "7 секретов"

Кругом полно информационного мусора

- Почему для вас так важно говорить о хороших вещах?

- Тут все элементарно. Если мы не будем обращать внимание на хорошее, то, к сожалению, попросту утонем в том жутком мусоре, который нас окружает со всей сторон.

Я имею в виду в том числе и нынешний безумный информационный мусор, заполоняющий буквально все и вся. От него, кажется, сегодня уже никуда не деться.

Именно по этой причине мы и решили устроить балетный вечер «Виват, академия!». Хотели напомнить людям о высоком, вечном и прекрасном искусстве. Все, кто был причастен к выступлению, я считаю, постарались на славу. Так что мне есть, чем гордиться.

А еще, знаете, в честь 50-летия по разным телеканалам показывали мои танцы. Часто артисты говорят: мол, как же я тогда, в молодости, ужасно играл. А мне, наоборот, вовсе не стыдно за свои танцы.

Совсем даже не стыдно. Я смотрел и думал: «Господи, как же я танцевал тридцать лет назад!» Да пусть сегодня кто-нибудь так же станцует! Хотя бы наполовину...

Я смотрел на себя и удивлялся своему же уровню. Но, конечно, тут я должен поблагодарить свою судьбу. Педагоги вложили в меня такое количество своей души, что я не мог их подвести.

Знаменитая на весь мир балетная школа. Фото из архива "7 секретов"
Знаменитая на весь мир балетная школа. Фото из архива "7 секретов"

- А что вы смотрели?

- Скажем, лет двадцать пять не видел запись своей последней перед выходом спектакля репетиции «Щелкунчика». Я смотрел на себя с открытым ртом, действительно восхищаясь тем, как тогда танцевал.

Потому что я так был выучен. Такая у нас была школа. Лучшая в мире! И я думал о современных артистах: «А что же вы ничего не можете станцевать? Не можете даже в музыку попасть!»

Учили великие педагоги

- Кто виноват?

- Педагоги. У меня они были великие. Я сейчас продолжаю то, чем занималась Софья Михайловна Головкина. Она была ректором академии, когда я учился. Руководила ею почти сорок лет.

Сейчас ее фотография стоит на моем рабочем столе. Я говорю ей спасибо за свое счастливое детство. Хотя, не скрою, часто на нее обижался. Потому что Софья Михайловна была очень красивой, но невероятно строгой.

Только с годами все больше понимаешь, какой она была умницей. Мы возмущались, а она была гением на своем месте. Поэтому в 21 год я умел так танцевать.

В честь 50-летнего юбилея коллектив приготовил интересный подарок — книгу со всеми моими ролями. Когда я рассматривал фотографии, мне самому было приятно. Открою секрет: на себя я всегда смотрю глазами врага, который ищет только недостатки.

Когда оцениваю себя со стороны, то думаю так: «Где эта сволочь ошиблась? Что она сделала неправильно?» Ведь ясно, что враги только и ждут моего провала. Но, глядя на себя, молодого, я без всякой ложной скромности говорю, что мне точно за себе не стыдно.

Книга стала бестселлером. Фото из архива "7 секретов"
Книга стала бестселлером. Фото из архива "7 секретов"

- А еще говорят, что талантливый человек талантлив во всем. Вы получили премию «Театральный роман» за автографическую книгу «Мой театр».

- Так уж сложилось, что я получил сейчас немало наград. Телеообщество вручило мне ТЭФИ как лучшему ведущему. Минобразования назначило меня наставником.

Все это, конечно, очень приятно, но действительно неожиданно. Я никогда не хотел быть педагогом. Какой из меня наставник? Помню, маме говорил: «Никогда не стану училкой!» А в итоге стал.

Преподаю с двадцати нет. И никогда не собирался писать. Всегда отнекивался. Говорил так, как Фаина Раневская: «Моими мемуарами станет книга жалоб без предложений».

150 тысяч экземпляров

- Вы лихо прошлись по некоторым коллегам...

- Я сам обожаю мемуары. Прочитал их немало. А когда мы писали «Мой театр», то говорил своему редактору, чтобы в книге не было ни одной жалобы. Так и получилось. Хотя, не скрою, пришлось вспомнить некоторые нелицеприятные вещи. Скажем, кто из моих коллег был дикой сволочью и предателем...

Я писал вместе с Ириной Павловной Дешковой, моим педагогом по истории балета. И ей то и дело говорил: «Нас побьют!» Но, как говорится, слов из песни не выкинешь. Написал так, как было.

Мне сказали, что в этом жанре у меня какой-то нереальный тираж. 150 тысяч! Обычно у мемуаров все намного скромнее. А мне даже дополнительный тираж напечатали.

«Вы для нас просто открытие. Никто такого не ожидал», - мне сказали в издательстве. В моей жизни так часто бывает. Никто не ожидал, что я стану артистом... - улыбнулся юбиляр.

- Николай Максимович, поздравляем со всеми круглыми датами, желаем дальнейших творческих успехов!

См. другие материалы автора:

Николай Цискаридзе: «Моя личная жизнь — это табу!»

«Балет делает жизнь сказочной!» - говорит премьер Большого театра Николай ЦИСКАРИДЗЕ

«Нет ничего страшнее старого принца на сцене», - смеётся Николай Цискаридзе

"Я готов уйти!" - говорит Николай Цискаридзе

Знаменитости на канале "Дмитрий Март" | Дмитрий Март | Дзен
Артисты на канале "Дмитрий Март" | Дмитрий Март | Дзен
Артисты на канале "Дмитрий Март: мои статьи" | Дмитрий Март: мои статьи и видео | Дзен