Не так давно мы рассказывали о Николае Цискаридзе, который стал ведущим передачи «Сегодня вечером» на Первом канале. И вот новый повод. На этот раз народный артист России, лауреат двух Государственных премий РФ и трех театральных премий «Золотая маска», ректор Академии русского балета имени Вагановой представил долгожданную автобиографию «Мой театр».
Премьер Большого театра
Время для выхода щедро проиллюстрированного издания было выбрано вовсе не случайно: ровно 30 лет назад молодой, 18-летний артист окончил Московское хореографическое училище и был принят в труппу Большого театра.
Сначала он танцевал в кордебалете, а затем начал исполнять сольные партии в постановках знаменитого режиссера Юрия Григоровича, первой из которых стала роль Конферансье в балете Дмитрия Шостаковича «Золотой век».
- Николай Максимович, часто артисты пишут свои воспоминания на основе личных дневников...
- Дневник я никогда не вел. У меня была театральная тетрадка, в которую я записывал, что, когда и где танцую. Просто, чтобы не забыть. А когда сейчас видишь перечень спектаклей, в которых ты принимал участие, то легко вспоминается, что происходило вокруг каждого из них.
Открою секрет: в моей тетрадке напротив каждой постановки стоят плюсики и минусики. Когда я понимал, что тут я точно станцевал неважно, то очень критично себя оценивал. А если все прошло хорошо, то с удовольствием ставил себе жирный плюс.
Иногда я сомневался или думал, что станцевал и не совсем хорошо, но и не очень плохо. Тогда ставил рядышком сразу две противоположные оценки — плюсик и минусик. Сейчас очень забавно смотреть в тетрадку.
- Какую бы оценку поставили своей книге?
- Думаю, ее еще рано оценивать, поскольку она только что вышла. Хотя в целом о книге, наверное, должен судить не автор, а читатели. Но, конечно, я счастлив, что она вообще вышла.
Так что я тихо радуюсь лишь одному факту того, что у меня есть своя автобиография. Хотя, не скрою, меня постоянно грыз червь сомнения. Я говорил себе: «Ну зачем она тебе? Зачем?» Но все же дал себя уговорить.
- Почему отговаривали себя?
- Я все время вспоминал слова Фаины Раневской, которая говорила так: «Если напишу книгу воспоминаний, то это будет книга жалоб без предложений».
Я очень не хотел, чтобы у меня вышла именно такая автобиография. И, если посмотреть, то многие артистические мемуары действительно выглядят как жалобные книги.
Ведь за плечами каждого, даже самого великого, артиста непременно масса нереализованных проектов. А желаний и того больше. И он переживает по этому поводу до конца своей жизни.
Это я говорю со знанием дела, поскольку прочитал немало мемуаров. Я вообще обожаю разного рода воспоминания. Прочитал столько всего о кинозвездах, театральных артистах, режиссерах, драматургах, писателях.
Мой читательский опыт здесь просто фантастический. А сам я постарался увлекательно поведать о том, что со мной приключалось по жизни. Мне кажется, получился вполне забавный рассказ от первого лица.
Наговорил 500 страниц
- В книге ничего нет о вашей личной жизни. Неужели совсем нечего сказать?
- Ну почему же? Тем не менее я старался сконцентрироваться на своем профессиональном пути. Причем в основном припоминал какие-то приятные моменты.
А все остальное обходил стороной. На то эти моменты и неприятные, чтобы о них не говорить. В целом я честно поведал о том, что у меня вышло, а что совсем не получилось.
Тут мне нечего скрывать. Да, кое-что и кое-кого я все же упомянул, но только вскользь, иначе та или иная история выглядела бы совсем неправдоподобной.
Хотя я ни в коем случае не пытался себя обелить или превознести. Но даже при моем строго дозированном подходе я слышал, что некоторым лицам, упомянутым в книге, все равно было не очень приятно читать то, как я о них написать.
Хотя я высказал свое личное мнение. С другой стороны, кто-то явно обиделся, потому что я о нем вообще не упомянул. Но книга и так получилась очень толстой. Почти как кирпич. Наговорил 500 страниц!
В моих «писательских» планах - наговорить вторую часть, которая будет называться «Мой театр-2». А можно, наверное, вообще выпустить многотомник.
Потому что мне очень повезло: моя творческая жизнь пришлось на невероятно бурный период нашей истории. Я был участником стольких ярких событий, которые происходили в стране. Только сиди и рассказывай часами.
Если честно, я даже забыл, о чем наговорил 3 года назад, когда надиктовывал книгу. Так что сейчас сам с удовольствием прочитал свою же автобиографию. Оказывается, она у меня такая интересная!
Встречи с выдающимися людьми
- Что запомнилось больше всего?
- Люди, встречи с ними. Я выпустился из Московского хореографического училища ровно 30 лет назад. До меня это был Большой театр еще СССР, а с моим приходом он превратился в Большой театр уже России.
Получается, я был первым танцовщиком совершенно нового государства, которое рождалось буквально на глазах. Очень быстро я стал премьером. И сразу же попал в протокол.
До 2013 года все спектакли для особо важных гостей (главы государств, королевские особы и т.д.) исполнял исключительно я. Представляете, какая это была ответственность. Зато и наград у меня больше всех.
Мне действительно есть, что вспомнить. Я имею в виду многих выдающихся личностей России и гостей, которые приезжали в Москву. Скажем, я общался с Рональдом Рейганом, Биллом Клинтоном, принцессой Дианой и многими другими историческими личностями.
Имена можно перечислять бесконечно. Отмечу, что я не только танцевал для них, но и разговаривал с ними за кулисами. А еще посещал различные мероприятия.
- И все же, почему в книге нет ни слова о личной жизни?
- Все просто: для меня это строго табуированная тема. Личная жизнь на то и личная, как говорится. Она моя и только моя. Не думаю, что когда-либо я о ней вообще напишу.
В нашем доме, где я вырос, никогда не говорили о трех вещах: кто сколько зарабатывает, кто какой национальности и кто с кем спит. Обо всем этом категорически запрещено было даже упоминать.
От взрослых я ничего не слышал что-либо, потому что эти три темы считались неприличными. А я всегда старался быть приличным человеком.
- К вам еще не обращались по поводу экранизации книги? Сейчас автобиографические фильмы явно в тренде.
- Обращались. Чему я был несколько удивлен. Вроде бы еще жив, здоров и даже не совсем еще старый. Мне кажется, экранизировать меня точно рановато.
Знаете, своим ученикам я как-то сказал одну вещь: я вас очень прошу - если когда-нибудь будут что-то снимать обо мне, то обратите внимание на руки артиста.
Я считаю, что руки у этого актера непременно должны быть красивыми. Я всегда обращаю внимание на руки. Так и сказал ученикам: «Пожалуйста, проследите именно за этим!» А все остальное для меня действительно не так уж и важно.
Стал юристом
- В 2014 году вас назначили ректором Академии русского балета имени Вагановой. Легко ли сочетать преподавательскую деятельность и работу телеведущего?
- Я занимался преподавательской деятельностью еще в Московской академии хореографии и в Большом театре, где вел балетный класс для артистов.
Мой самый первый педагогический опыт относится еще к началу 90-х годов. Мой сокурсник Илья Кузнецов отправлялся тогда на какой-то танцевальный конкурс и попросил его подготовить. Уже не помню, что это был за конкурс. Но Илья точно получил хорошую награду.
В нашей Академии русского балета имени Вагановой я не только преподаю, но и сам постоянно учусь. У нас есть специальный научный отдел.
Я частенько заглядываю в нашу богатую библиотеку, в которой можно найти практически все. А если какой-то книги там все же нет, то я перехожу через площадь и захожу в Российскую государственную библиотеку, где нахожу то, что мне нужно.
Что касается сочетания преподавательской деятельности и работы на ТВ, то я ведь в «ящике» уже давным-давно. Еще на канале «Культура» вел передачи.
Так что на телевидении я вовсе не новичок, как иногда пишут. Кстати, мне нравится вести телепередачи, потому что благодаря им я очень много читаю. А как иначе подготовиться к очередному выпуску?
Без телевидения я бы точно так много не штудировал. А так, хочешь не хочешь, но надо развиваться. Порой приходится себя заставлять читать какие-то книжки. Просто, чтобы быть в теме.
С другой стороны, сколько себя помню, я всегда любил учиться, открывать для себя что-то новое. Мало, кто знает, что 10 лет назад, в 2012 году, я, совсем уже старенький дядька (мне было 38 лет), поступил в Московскую государственную юридическую академию имени О.Е. Кутафина.
А через два года получил красный диплом. Так что я еще юрист по образованию. Я вообще люблю выходить из моей основной профессии. А в юридической академии мне особенно нравилось посещать кафедру трудового права.
Конечно, это звучит странно из уст артиста балета. Но мне и впрямь было безумно интересно учиться. Как раз потому, что я там был из другого мира. Профессия юриста, я считаю, полезна всем.
На мой взгляд, юриспруденцию, хотя бы в каком-то элементарном варианте, непременно нужно преподавать в средней школе. Скажем, в старших классах.
Чтобы выпускники выходили юридически грамотными и потом не попадали на удочку разного рода мошенников. К сожалению, в жизни немало аферистов, которые как раз пользуются тем, что наши люди так плохо разбираются в юриспруденции.
Знания законов всегда пригодится. И в собесе, и в домоуправлении — да где угодно. Сам я редко обращаюсь в какие-либо юридические конторы. Стараюсь во всем разобраться самостоятельно.
- Ваше кредо по жизни?
- Всегда надо быть в разуме и не терять связь с реальностью. Наверное, это мое жизненное кредо. Что имеется в виду? Я всегда понимаю, что мне повезло больше, чем тем, кто занимается какими-то обыденными вещами. Скажем, работает в ЖЭРе.
Актерская работа - это публичная сфера, твое лицо узнаваемое. Однако никогда нельзя переходить определенную грань. Задирать нос, думать, что ты такой великой.
Мне действительно лишь повезло, что я - представитель профессии, которая приносит известность. И не более того. Для меня работа артиста - светлая миссия. Главная задача тут — доставлять людям, которые сидят в зале, радость и удовольствие.
- Желаем вам и творческих, и прочих успехов!
Читайте другие материалы автора:
«Нет ничего страшнее старого принца на сцене», - смеётся Николай Цискаридзе
О том, как Алла Пугачёва "забеременела" в Риге. Якобы Примадонна была на 6-м месяце
Почему Аллу Пугачёву в Риге не встречала машина прямо на перроне