Найти тему

Беспилотники в двух странах. Чей подход дальновиднее?

Оглавление

Сразу оговорюсь - если у человечества есть транспортное будущее, то оно, безусловно, в беспилотниках. Машины, в самом широком смысле этого слова, ошибаются реже, чем человек, а значит исключается основная причина авиационных катастроф - ЧФ (человеческий фактор). Пилотируемая авиация, конечно, не умрет никогда, пока будет жива цивилизация - на протяжении всей истории человек хотел научиться летать и, испытав ни с чем несравнимое чувство полета, условно на землю уже не вернется.

Но в коммерческой авиации роботы обязательно рано или поздно заменят человека - повторюсь, опять таки потому, что реже ошибаются.

Но никто не мог предположить то, какую разрушительную мощь могут представлять беспилотники. Я не разбираюсь в основах ведения войны на море, поэтому пишу не о морских подводных, надводных или полупогружных дронах, а только о тех, которые летают - беспилотных летательных аппаратах (БПЛА).

БПЛА Mavic Pro // источник: rossaprimavera.ru
БПЛА Mavic Pro // источник: rossaprimavera.ru

Человек я, друзья, гражданский, но поскольку почти у всех нас из ТОГО времени были ОСО и военная кафедра - кое-какие знания остались. И на базе полученных тогда знаний уже можно сделать вывод, что тактику ведения боевых действий практически всех родов войск сейчас необходимо пересматривать...

Но возвратимся в "гражданский сектор". И вот в чем сегодня заключается вопрос - а не слишком ли много дронов окружают нас сегодня? Я не говорю о попытках коммерческой эксплуатации дронов в сельском хозяйстве, мониторинге лесов, развозке грузов и почты. Я говорю о тех тысячах дронов и дрончиков, находящихся в на руках у граждан.

Практически к каждому из них можно прикрепить разведывательную камеру (а у многих они встроены), СВУ или вообще направить дрон в лоб самолету на глиссаде.

В России

Я уже писал ранее, что с марта 2024 года вступают в силу изменения Федеральных правил использования воздушного пространства N 138 и теперь, если БПЛА весит до 30 кг, то лицо им управляющее не должно извещать органы ЕС ОрВД о своих полётах. А ещё тот, кто управляет этим беспилотником до 30 кг, НЕ внешний пилот, а просто "лицо". Согласно ст. 131 Воздушного кодекса РФ владелец любого ВС должен страховать ответственность перед третьими лицами, но откуда владелец БПЛА об этом будет знать, если он, не являясь авиационным специалистом, скорее всего кодекс не читал?... И отмечу, что дроны свободно продаются на любом маркетплейсе.

Скрин автора // источник: ozon.ru
Скрин автора // источник: ozon.ru

Ситуация крайне неоднозначная - ведь создаются "двойные правила" ИВП - для пилотируемой авиации и части беспилотной. Подробнее можете почитать здесь 👉 Беспилотные воздушные суда. Что ждет небо России с 1 марта 2024 года?

В РФ владеть беспилотниками могут как юрлица, так и физлица, причем даже школьного возраста. (Кто его знает может уже и дошкольникам покупают на ДР ? ))). В целях развития отрасли для беспилотников почти повсеместно устанавливают экспериментально правовые режимы (ЭПР).

Экспериментальный правовой режим (ЭПР) — это когда в целях эксперимента перестаёт применяться ранее принятый закон (или его часть) и начинают действовать некие правила. ЭПР будут вводиться на ограниченный срок в отдельных сферах экономики и, возможно, на определённой территории.

Производить БПЛА до 30 кг тоже можно без сертификации разработчика авиатехники - захотите, и вы можете собрать в любой конфигурации, хоть квадрокоптер, хоть октокоптер. А в целом на развитие и производство беспилотников в ближайшие 3 года Россия выделит около 100 миллиардов рублей.

"В ближайшую трехлетку – текущий 2024, 2025 и 2026 годы – около 100 миллиардов рублей мы (выделяем) на новые помещения, номенклатуру, а главное, будем активно работать в области регуляторки, чтобы их можно было активно применять в разных сферах экономики", - сказал глава Минпромторга России Денис Мантуров.

Может, я чего не понимаю, но мне кажется в сторону дронов сейчас идет явный перекос - я все-таки сторонник комплексного и гармоничного развития.

В Беларуси

В Беларуси же тем временем ввели запрет для физических лиц на ввоз, хранение, оборот, эксплуатацию и изготовление беспилотников. Это следует из указа №297, подписанного в сентябре 2023 года. В части ввоза, эксплуатации и изготовления документ вступил в силу сразу после опубликования. А запрет на хранение и оборот отсрочили на полгода — до 28 марта 2024.

Скрин автора // источник: president.gov.by
Скрин автора // источник: president.gov.by

Предусмотрено, что ввоз на территорию Беларуси, хранение, оборот, эксплуатация и изготовление гражданских БПЛА разрешен только организациям и индивидуальным предпринимателям в целях их предпринимательской и профессиональной деятельности.

До 25 марта, согласно документу, физические лица, имеющие в собственности БПЛА, обязаны передать их в «Белаэронавигацию».

Может белорусы излишне консервативны? Не понимают движущей силы беспилотников для экономики страны?

Так чей же подход к беспилотию дальновиднее, как вы считаете?