Французское предвоенное танкостроение сегодня оценивается противоречиво. И во многом это связано с неудачей французов в 1940 году. Однако насколько тактические просчёты французских генералов связаны с техническими особенностями французских танков? Это вопрос будет рассмотрен ниже.
Танки для кавалерии
Для достоверной оценки конструкции SOMUA S35 необходимо ясно определить условия, в которых он был разработан, а также цели, для которых он предназначался.
В начале 1930-х годов французская кавалерия поставила требования на создание трех видов боевых машин: для дальней разведки (AMD), ближней разведки (AMR) и борьбы с танками противника (AMC).
"Дозор на колесах" был эффективно выполнен бронеавтомобилем AMD 35 фирмы Panhard.
Фирма Renault получила заказы на танки AMR 33 и AMR 34, однако они не были запущены в массовое производство. Так как, эти машины оказались слишком проблемными. Дешёвое шасси оказалось ненадежным и часто ломалось.
Кроме этого, в 1934 году кавалерия потребовала усилить лобовую броню AMC до 40 мм. Это ставило под сомнение улучшенную (хоть и менее надежную) версию AMC 35 компании Renault.
Военные, оставшиеся разочарованными в существующих танках, обратились к инженерам компании Somua с предложением разработать основной боевой танк, специально предназначенный для использования в кавалерии.
французская армия нуждалась в машине, способной вмещать трёх членов экипажа, оснащенной 47-миллиметровым орудием и защищенной 40-миллиметровой броней, которая обеспечивала защиту от самых распространённых в мире легких противотанковых пушек.
Однако, приоритетом для будущей машины, была всё же хорошая подвижность по дорогам, при этом проходимость по бездорожью не являлась таким уж важным фактором.
В апреле 1935 года компания Somua представила прототип будущего танка, который получил название AC 3 и позднее стал известен как S35. Несмотря на крайне сжатые сроки, на разработку проекта, на сборку опытного образца потребовалось всего семь месяцев. Проведенные испытания выявили некоторые недостатки, но в целом стало очевидно, что танк был достаточно удачным.
К марту 1936 года разработка машины была, практически, завершена, и танк был готов к серийному производству. 25 марта танк под обозначением AMC 1935 S был принят на вооружение. Правда в истории он стал известен как Somua S35.
Таким образом, можно сделать вывод, что Somua S35 был разработан по запросу военных, которым требовался танк с хорошей подвижностью и и достаточно мощным вооружением, пригодным для использования в кавалерии. Этот танк стал главным французским танком Второй Мировой Войны.
Фактически, разработка S35 не вызывает особых вопросов. Инженеры представили удачную концепцию после чего спокойно довели ее до конца.
При этом разработка французской машины ярко контрастирует с аналогичными работами в соседней Германии по танку Pz. Kpfw. III. Немцы множество раз переделывали шасси, в итоге решив создать совершенно новое, в итоге провалив все планы по его производству.
Использования литья в конструкции танка
Первой во Франции, широкое применение литья в конструкции танков начала практиковать компания Hotchkiss. Однако их танк HotchkissH 35 был максимально простым по компоновке и форме корпуса, по сравнению с S35.
Инженерам компании Soma пришлось пойти на много дальше и разработать танк с полностью литым корпусом сложной геометрии. Корпус собирался на болтах из четырех крупных деталей. Нижняя часть танка (броневанна) состояла из двух продольных половин, на которые устанавливались подбашенная коробка и кормовая часть. Для предотвращения протечек, все швы герметизировались.
В итоге, танк SOMUA S35 был относительно небольшим и узким танком, вес которого удалось сохранить в пределах 20 тонн. Чтобы сделать его более компактным, ходовая часть была максимально убрана внутрь корпуса, для чего пришлось броневанну сделать сложной формы. Несущие узлы подвески крепились к выступающим частям борта. В результате этого технического решения, внутри корпуса появилось дополнительное место для размещения топливных баков, маслобака, тяг коробки передач и других необходимых компонентов. В сравнении с нижней частью корпуса Н35, которая выглядела более простой и похожей на обычную коробку, такое изменение придало детищу компании Сомуа большую функциональность и эффективность.
Толщина основных частей брони корпуса танка S35 колебалась в пределах от 35 до 47 мм в зависимости от угла наклона. Этой толщины было достаточно для обеспечения полной защиты от огня стрелкового оружия и мелкокалиберных пушек калибром до 20 мм. Бронебойные снаряды калибра 37 мм и вышли могли пробивать броню, однако лишь на малых дистанциях.
В результате бронирование Сомуа обеспечивала защиту от большинства немецких танков и бронемашин этого времени. А конкретно в ходе кампании 1940 года, все немецкие противотанковые средства испытывали затруднения с поражением S35.
Ярких примеров служит ситуация, когда танк Somua потратил весь свой боекомплект и, практически без повреждений, покинул поле боя, имея на своей броне 29 следов от вражеских снарядов.
О чешских корнях французской машины
Множество статей утверждают, что ходовую часть и коробку передач S35 были разработаны под влиянием чешского танка LT VZ. 35. Однако, это заблуждение, которое никак не соответствует действительности.
Во-первых, нет никакого сходства между коробками передач S35 и LT VZ. 35. Это очевидно и не нуждается в дополнительных доказательствах.
Во-вторых, S35 и LT VZ. 35 были разработаны примерно в одно и то же время и независимо друг от друга. То есть, нет никакого основания для утверждения, что один танк влиял на создание другого.
Таким образом, все утверждения о влиянии Skoda VZ. 35 на создание S35 являются грубым заблуждением, которое не подтверждается реальными фактами.
В 1930-е годы во Франции на танках использовались два типа гусениц. Например, на танке Char B1 применялись массивные траки с башмаками, закрепленными на двух продольных рельсах. По этим рельсам двигались опорные катки с ребордами, которые предотвращали съезжание с гусеницы. Танк R 35, напротив, обладал английским типом гусениц с небольшими, легкими траками, на которых были установлены направляющие гребни.
При этом гусеницы танка S35 были собственной уникальной конструкции и занимали промежуточное положение. Они состояла из небольших траков шириной 360 мм с шагом 105 мм (или 75 мм на первых 50 танках), но не имели гребней. В середине траков имелись углубления, по которым двигались реборды опорных катков.
На каждую сторону танка приходилось по девять опорных катков, имеющих диаметр 300 мм. Задний каток обладал независимой подвеской на пружине, в то время как остальные катки объединялись в двухкатковые тележки и блокировались при помощи четырех листовых рессор.
Для дополнительного комфорта, передняя часть подвески была оснащена гидравлическим амортизатором. Между второй и третьей тележками располагалась маслёнка, которая использовалась для смазки шарниров гусеницы. Верхняя часть гусеничной ленты поддерживалась на двух полозьях и двух роликах. Вся ходовая часть танка целиком была защищена съёмными откидными бронелистами.
Хотя танк S35 был склонен к опрокидыванию из-за своей узкой ширины, а низко размещенные катки ограничивали его проходимость. Тем не менее, на дорогах танк проявлял себя просто великолепно. Его подвеска равномерно распределяла нагрузку, обеспечивая очень плавное движение.
Двигатель и трансмиссия
Изначально компания Somua не имела подходящего мотора для своего танка и была вынуждена искать альтернативные решения в поиске подходящего силового агрегата. В итоге, они решили приобрести лицензию на мотор компании Janvier, Sabin et Cie.
В некоторых источниках существует информация что двигатель был специально разработан подрядчиком по заказу компании Somua. Однако, это ошибочное представление, поскольку фирма Janvier, Sabin et Cie обанкротилась ещё в 1928 году. Реально, Somua просто приобрела чертежи уже имеющегося, но бесхозного проекта двигателя, вероятно в счёт погашения долгов компании.
Двигатель танка S35 был бензиновым, как было принято в то время и имел восемь цилиндров расположенных V-образно. Его объем составлял внушительные 12,7 литра. По данным советских источников, максимальная мощность составляла 190 л. с. при 2 000 об/мин. При этом французы указывали максимально допустимые обороты двигателя на уровне 2 300 об/мин и мощность 220 л. с. Удельная мощность двигателя составляла 11,3 л. с. на тонну, и хотя это значение нельзя назвать высоким, танк все равно обладал хорошей тяговооружённостью, а удачная КПП обеспечивала среднюю скорость движения по дорогам в пределах 30 км/ч. Максимально скорость танка составляла 40 км/ч при оборотах двигателя 2 000 в минуту.
Двигатель находился ближе к левом борту танка, а справа от него были размещены два топливных бака, вместимостью 410 литров. Данный запас топлива позволял иметь запас до 240 километров по дорогам, что было лучшим показателем, чем у главного противника танка Рz.Кpfw. III, у которого запас хода составлял всего 165 километров.
Стоит отметить, что у танка S35 не было никаких дополнительных внешних топливных баков. Кроме того, данная модель танка была оборудована системой автоматического пожаротушения, состоящей из трех огнетушителей.
Что касается трансмиссии, то она располагалась сразу за двигателем, и была одной из самых лучших для своего времени. Именно поэтому стоит уделить ей особое внимание и рассмотреть более детально.
Коробка передач имела пять скоростей. Двухпоточный механизм поворота, привод системы охлаждения и барабанные тормоза были объединены в единый узел.
Механизм поворота состоял из двух дифференциалов и двух сцеплений. Нижний дифференциал связывался с двигателем через коробку передач, а верхний - непосредственно через сцепления. Для осуществления поворота задействовалось одно из сцеплений, и верхний дифференциал начинал вращение, ускоряя одну полуось нижнего дифференциала и замедляя другую.
Таким образом, каждая передача имела свой радиус поворота, при этом танк мог разворачиваться на месте.
Конструкция вышла изящной и оригинальной.
Привод верхнего дифференциала одновременно вращал вентилятор системы охлаждения, поэтому он не требовал отдельного привода. Кроме того, вентилятор находился рядом со сцеплениями, чтобы обеспечить охлаждение и их тоже. Так же, как и двигатель, трансмиссия была смещена к левому борту, а справа от нее располагались водяной и масляный радиаторы.
Так же очень удачной и инновационной для своего времени оказалась система управления танка. Водитель управлял танком, используя специальный штурвал, который напоминал руль автомобиля. Этот штурвал контролировал соответствующее сцепление чем изменял направление движения танка. Танк также оснащался двумя системами тормозов. Нажатие на педаль активировало гидравлический сервопривод колодочных тормозов, которые находились внутри опорных катков. Стоит отметить, что эта система тормозов использовала мощность двигателя танка.
Другая система тормозов представляла собой барабанные тормоза, которые рычагом действовали на полуоси нижнего дифференциала. В принципе, этот рычаг был похож на рычаг ручного масляного насоса. По желанию механика-водителя, переключая распределительный механизм, можно было заблокировать обе гусеницы или только одну. Именно поэтому наличие ручного тормоза позволяло сохранять подвижность танка даже при поломке механизма поворота.
Для улучшения ремонтопригодности ранних моделей танков были внесены значительные изменения в их конструкцию. На ранних танках двигатель и трансмиссия занимали два больших блока, что существенно затрудняло их демонтаж и обслуживание. Для того что бы осуществить эти работы требовалось снятия верхнюю деталь корпуса и противопожарные перегородки. Естественно всё это можно было производить только на специализированных ремонтных предприятиях. Кроме того, полная переборка танка была осень трудоёмким процессом, для неё требовалось шесть механиков и около 23 с половиной часов рабочего времени.
Однако, начиная с 51-й модели танка, были внесены значительные улучшения в конструкцию. Теперь для замены двигателя и трансмиссии достаточно было демонтировать только верхнюю кормовую деталь, и время на проведение работ сократилось до 13 часов.
Таким образом, ремонтопригодность ранних танков значительно отличалась, в худшую сторону от таковой у более поздних машин.
Вооружение
Танк оснащался литой башней APX 1 CE (Chemin Élargi) с электроприводом. Она была похожа на башни APX 4 танков D2 и B1, но с увеличенным погоном 1 130 мм. Толщина брони достигала 56 мм во лбу и 45 мм по бортам под наклоном. Вооружение состояло из 7,5-мм пулемёта и 47-мм пушки SA 35 с длиной ствола 32 калибра. Несмотря на скромный внешний вид, это было достаточно мощное орудие. Оно могло уверенно поразить любой немецкий танк или бронеавтомобиль в любую проекцию, кроме разве что новейших StuG III с 50-мм лобовой бронёй. Боеукладка на 118 выстрелов находилась по правому борту машины.
Для обеспечения полного обзора на танке S35 была установлена вращающаяся башенка с тремя приборами наблюдения. Первым из них был перископ PPL RX 160 с широким углом обзора в 68 градусов. Вторым – бинокулярный перископ с углом 10 градусов и четырехкратным увеличением. И наконец, третьим была смотровая щель за бронезаслонкой с углом обзора 114 градусов. В случае повреждения приборов командир имел возможность быстро заменить перископ PPL RX 160 или воспользоваться смотровой щелью. Важно отметить, что форма башни позволяла стеклоблокам находиться в недоступной для фронтального огня зоне.
Однако, одноместная башня стала основным недостатком танка S35. Во-первых, командир был перегружен обязанностями. Вместе с управлением боем, отдачей указаний экипажу и управлением огнем из пушки и пулемета, командиру приходилось также осуществлять круговой обзор.
Во-вторых, организация работы командира была неудачной. Он выполнял круговой обзор из башенки, однако при обнаружении цели, ему приходилось перемещаться ниже и начинать поворот башни. Это положение ограничивало обзор вперед узким полем зрения прицела. Таким образом, чтобы получить лучший обзор, командиру приходилось опускать кормовой люк, который служил сидением в походных условиях. Следовательно, командир часто вынужден был менять позиции в башне, тратя ценное в бою время.
Другой проблемой для французов являлась рация. Качество радиостанций оставляло желать лучшего, а их выпуск осуществлялся в недостаточных количествах. Из-за этой проблемы множество танков типа S35 оставались без радиосвязи вообще.
Тем не менее, нужно было отметить, что наличие высокой башни позволяло радисту помогать командиру танка при перезарядке пушки, что позволяло хоть как то его разгрузить.
Нужно отметить что были случаи, когда S35 участвовали в боях с урезанным экипажем из двух человек, без радиста.
Резюме
В первую очередь S35 действительно был кавалерийским танком, способным оказываться в нужное время и в нужном месте. Большой запас топлива и надёжное шасси позволяли преодолевать значительные расстояния своим ходом с достаточной средней скоростью.
При весе в 19,5 тонны SOMUA проходил по большинству мостов и без проблем перевозился на 20-тонных платформах. Ходовая часть обеспечивала очень плавный ход по дорогам, однако на бездорожье танк показывал себя посредственно, что не было критичным для кавалерии.
S35 отличался самобытным, но довольно продвинутым шасси для своего времени. Достаточно сказать, что это был второй в мире танк с двухпоточным механизмом поворота.
Однако за систему автоматического пожаротушения, тормоза с сервоприводами, амортизаторы, двухпоточную трансмиссию и другие технические изыски пришлось изрядно заплатить. SOMUA получился очень дорогим танком, почти в пять раз дороже R 35, а его выпуск отставал от военных нужд.
Конструкция S35 была продвинутой, но не слишком сложной. В отличие от немцев, французские инженеры быстро смогли найти удачный компромисс. Например, на Pz. Kpfw. III пытались поставить трёхрадиусный двухпоточный механизм поворота, но не смогли заставить его нормально работать и вернулись к однопоточному. Французы же поставили однорадиусный механизм с нехитрым управлением через систему тросов. И он хорошо работал!
В целом S35 получился довольно сбалансированным танком. Главным его достоинством было отсутствие сильно выраженных недостатков: неплохая подвижность, достаточная броня и хорошее, но не рекордное вооружение.
Однако картину портит неудачная одноместная башня. В 1942 году инженеры FCM тайно от немцев спроектировали двухместную башню для S35 на погоне 1 435 мм с поликом и люком на крыше. Эта работа показывает, что проблема была в умах военных, само же шасси позволяло более удачно вооружить танк.
Телеграмм канал Альтернативная История
👉 Подписывайтесь на канал Альтернативная история ! Каждый день — много интересного из истории реальной и той которой не было! 😉