Метод Дельфи - это метод группового принятия решений, который помогает получить консенсус по сложным вопросам.
История возникновения этого метода не дает указание на автора идеи, но название ведет в научно-исследовательский центр города Дельфы в Греции. Считается, что метод был разработан сразу несколькими авторами не зависимо друг от друга.
Для применения метода на практике его авторство совершенно не важно, но метод может быть эффективным в следующих случаях:
- Принятие сложных решений, требующих учета различных точек зрения и компетенций;
- Разработка новых продуктов или услуг, для которых необходимо получить экспертные оценки на ранних этапах;
- Проведение исследований, где важно учесть мнения разных специалистов в определенной области или разных специалистов Компании;
- Оценка рисков и потенциальных последствий при принятии стратегических решений;
- Работа с группами, участники которых находятся в разных географических точках или имеют разный уровень доступа к информации.
Порядок действий при использовании метода Дельфи в поиске решений :
- Формулировка проблемы и определение критериев оценки решений.
- Формирование группы экспертов, которые будут принимать участие в обсуждении.
- Проведение первого тура опроса экспертов, в котором каждый эксперт предлагает свое решение проблемы.
- Обработка результатов опроса и составление сводного списка предложенных решений.
- Проведение второго тура опроса, в котором эксперты оценивают каждое предложенное решение по критериям, определенным на первом этапе.
- Обработка результатов второго тура и составление сводной оценки каждого решения.
- Проведение третьего тура опроса, в котором эксперты выбирают наиболее предпочтительное решение из списка предложенных.
- Обработка результатов третьего тура и определение итогового решения проблемы.
- Обсуждение итогового решения и его обоснование с использованием результатов всех туров опроса.
Правила выбора экспертов для работы с поиском решения по методу Дельфи:
- подбор специалистов, имеющих знания и опыт в области поиска решения. Это участники, которые будут смотреть на вопрос с точки зрения экспертизы.
- подбор специалистов, которые могут посмотреть на вопрос с точки зрения клиента, потребителя, любопытствующего. Это участники, которые могут дополнить мнение экспертов.
Наверняка многие компании используют метод Дельфи полностью или частично, начиная новые проекты, но не знали как он называется. Элементы этого метода используются, например, в мозговых штурмах.
Таким образом, использование метода Дельфи дает возможность получить обоснованные и объективные результаты, потому что не только привлекает к поиску решений специалистов разных направлений, но и найти и выбрать лучшее решение.