Найти в Дзене
Я ЖЕ БАТЬ!

Родительский подвиг: когда его нет, а поклонения хочется

А давайте немного о подвиге поговорим. О подвиге рождения новой жизни.

Мне вчера дамы писали, что рожая ребенка и воспитывая его женщина совершает подвиг. И чую, полетят в меня сейчас тапки и сообщения «ах, отписка», женщин обесценивает злодей!

Вы знаете, я не отрицаю тяжести продолжения жизни, нет. И не призываю, чтобы как в блаженной Какаотраньшии в полях рожали — упаси меня медицина!

Я, наоборот, за качественные, современные больницы, за врачей и акушерок профессиональных, за доступность лекарств, декретные отпуска и прочие достижения цивилизации. Потому что я эгоист, люблю свою жену и своих детей, хочу, чтобы они были здоровыми.

Но вот слово «подвиг» меня напрягает. Я вообще последние годы стал очень чувствителен к сути и настоящему значению слов.

Вот взять подвиг, к примеру. С ним все сложно.

Если обратиться к словарям, то подвиг — доблестный, героический поступок, важное по своему значению действие, совершенное в трудных условиях.

Если философов подёргать, то еще сложнее. Вот Сорокина, к примеру, взять, по нему подвиг — «высшая сверхнормативная степень справедливости».

Есть еще христианский подвиг. А это внешние и внутренние усилия, направленные на совершенствование души, которые человек предпринимает ради любви к Богу, и желания быть рядом с Ним в этой и будущей жизни.

И я ж упорный, я цельное исследование нашел. «АКСИОЛОГИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ КАТЕГОРИИ „ПОДВИÓ ПРОСТРАНСТВЕ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ», называется. Вы почитайте, материал достаточно короткий, но емкий и интересный.

Так вот, категория нравственной деятельности, определяющая подвиг, включает следующие моменты: структура отдельного поступка и составляющие его элементы (мотив, выбор, решение, деяние, цели и средства, последствия), общая линия поведения индивида (в т. ч. нравственные привычки, навыки, склонности, убеждения, чувства); нормы поведения и нравы общества, составляющие в совокупности его нравственный образ жизни в целом.

И концепцию подвига в русской культуре хорошо описал Достоевский.

— Самовольное, совершенно сознательное и никем не принужденное самопожертвование всего себя в пользу всех есть, по-моему, признак высочайшего развития личности, высочайшего ее могущества, высочайшего самообладания, высочайшей свободы собственной воли. Добровольно положить собственный живот за всех, пойти за всех на крест, на костер, можно только сделать при самом сильном развитии личности…

Учитывая все это, давайте честно: кто совершает подвиг, рожая детей? Мы их рожаем для того, чтобы мы (и они, разумеется) послужили обществу? Знаете, я не видел ни одной семьи, ни одной матери, ни одного отца с ДЕЙСТВИТЕЛЬНО такими целями.

Декларировать на публику их декларируют, но…

Вот для пользы общества медики в селах нужны. Покажите мне родителей, которые родят ребенка, вырастят его и воспитают с единственной целью — чтобы он стал медиком и поехал за тысячи километров от цивилизации спасать от инфаркта или инсульта старика на заимке Всемизабытой?

Да предложи такое кому, и они пальцем у виска покрутят. Только сумасшедший может предложить обречь ребенка на такую судьбу, правильно.

Ребенка рожают не для тяжелой жизни, если любят. Ведь так? Но только в таком случае подвиг — где? Ах, да, родить и вырастить. Потому что без ребенка семья не семья. Потому что ребенок — опора в старости. Потому что ребенок — нужен. Потому что ребенка окружающие требуют. Потому что у всех есть, а мы чем хуже? Потому что ребенок… Ну как без него?

Потому что нам, в конце концов, ребенок нужен для того, чтобы быть счастливыми. Самим.

Вот только не подвиг это. Если разобрать по полочкам, на мотив, выбор, решение, деяние, цели и средства, последствия.

И нет, я не обесцениваю рождение ребенка. Я просто говорю, что в русской культуре люди, совершившие подвиг, всегда почитаемы. Потому к подвигу ах как приятно иметь отношение. Разве не так?