Интересное, познавательные, увлекательное. Такое обучение должно быть не только в рамках учебников и рабочих тетрадей, но и выходить за их пределы. Где ребенок может узнать, что-то большее, чем в обычной учебной программе. Где задания должны быть структурированными, последовательными по уровню сложности и понятными для ребенка. Именно поэтому воспитатели, учителя, родители часто используют самостоятельно составленными рабочими листами.
Воспитатели, учителя, родители часто сталкиваются с проблемой выбора нужного материала для закрепления, повторения пройденного учебного материала, а иногда это относится и к уроку открытия нового знания. Учебники не всегда соответствуют уровню обученности класса или отсутствуют задания для закрепления, повторения и именно тогда можно использовать рабочие листы.
Что такое рабочий лист? Это лист с определенными упражнениями, заданиями и иллюстрациями к ним. Структура работы:
- Ребенок указывает свою фамилию и имя на листе.
- Знакомится с заданием и указаниями к нему.
- Выполняет задания со взрослыми или самостоятельно.
Выполнение листа рассчитано на 15 – 30 минут, что позволяет не нагружать ребенка материалом, а плавно погружать в него. Ребенок не устает, а, видя свой успех, наоборот, просит еще заданий, которые помогут ребенку лучше освоить материал. Формат может быть любой. Шрифт, использование иллюстраций тоже по усмотрению взрослого. Если это дети начальной школы, то там следует больше уделить внимание именно наглядности, старшей школе использование наглядности уже менее актуально.
В отличие от рабочих тетрадей, рабочие листы легко использовать: не нужно носить с собой сборник, достаточно одного-двух распечатанных листов по выбранной теме. Кстати, и выбор темы зависит от интересов ребенка или необходимости проработки материала – иначе говоря, вы выбираете только то, что нужно и интересно самому ребенку, в зависимости от его уровня знаний.
Для детей младшего возраста (до 5 лет) лучше использовать задания, где можно:
- раскрасить,
- найти общее или отличное,
- соединить необходимые элементы.
Детям 5-7 лет задания сложнее и нужно выполнить сразу несколько действий:
- прописать и раскрасить,
- посчитать и сравнить.
Начиная с 7 – 11 лет уже можно использовать листы с текстом. Они познакомят ребенка с литературными героями, помогут ему интерпретировать известные произведения или смогут рассказать о жизни в древних цивилизациях.
Самые сложные по уровню выполнения заданий – это рабочие листы для детей 11-17 лет. Как правило, они направлены на запоминание важных дат, географических объектов, серьезных формул, знание которых поможет успешно выполнить экзаменационные работы.
Рабочие листы могут содержать задания в форме таблицы, сопоставления понятий и определений; комплексные, которые будут включать несколько предметов и создают условия для метапредметных умений и предметные.
Автор: учитель начальных классов Сковпень Ирина