Найти в Дзене
DmitryCD

КАКОВО ЭТО — кататься по поверхности Луны?

Привет, друзья! Сегодня я хочу поделиться с вами очень необычным материалом о впечатлениях астронавта, который ездил на машине по поверхности Луны. Обещаю, будет интересно! Читайте и делитесь мнениями в комментариях ↓

Знаете, что страшнее глубокого безвоздушного вакуума, жары, от которой в жилах закипает кровь, и метеоритов размером с песчинку, летящих быстрее пули? Оказаться там и ехать по безжизненному адскому ландшафту из валунов и кратеров, на фактически неиспытанном творении General Motors 1969 года выпуска, будучи за четверть миллиона миль от ближайшей станции техобслуживания.

Так сделал Чарли Дьюк. Его не очень-то легко напугать, ведь всего за несколько дней до этого он пережил леденящий душу гром космического старта на острие самой большой и мощной ракеты, какую когда-либо видел мир.

Это казалось ему забавным. Настолько, что его радиосообщения в Хьюстон казались выдержками из «Придурков из Хаззарда». «Чуваки, мы ускоряемся!» — кричал он, съезжая по склону одного крутого кратера. «Супер!»

88-летний Дьюк — один из шести людей, исследовавших Луну на колёсах. Его транспортное средство представляло из себя крошечный открытый карт с пляжными стульчиками вместо кресел, одной единственной лошадиной силой и максимальной скоростью, едва достигавшей двузначного числа. Несмотря на его стоимость — 107 миллионов долларов в пересчёте на современные деньги — он не был рассчитан на длительную эксплуатацию. После трёх дней использования Дьюк и его напарник, командир «Аполлона-16» Джон Янг, припарковали его навсегда.

-2

Тем не менее, вложения NASA (сокр. National Aeronautics and Space Administration — Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства) того стоили. Было выпущено три лунохода (Lunar Roving Vehicle или LRV), которые преодолели в общей сложности 56 миль (90,1 километра) по разбитой поверхности Луны, превратив приземления «Аполлонов» из скромных прогулок в настоящие научные экспедиции.

В апреле 1972 года Дьюк стал пассажиром второго ровера, отправившегося бороздить лунные просторы в апреле 1972 года. Первым испытанием было просто занять своё место: «Наши скафандры неохотно сгибались, — вспоминает он. — Поэтому приходилось откидываться на спинку сиденья, обматываться ремнём безопасности, а затем приводить себя в сидячее положение с его помощью, защёлкивая замок».

Держаться нужно было крепко, так как сила притяжения Луны в шесть раз меньше привычной, что делает поездку «по-настоящему спортивной». При массе всего 77 фунтов (34,9 килограмма) на лунной поверхности, LRV практически парил. В сочетании с длинноходной подвеской и колёсной базой в 7,5 футов (2286 миллиметров) он «казался непредсказуемым, будто ехал по льду», — рассказывает Дьюк. «И прыгучим. Мы наезжали на камень, переднее колесо поднималось и на мгновение зависало над поверхностью, а когда оно снова касалось грунта, луноход становилось трудно удержать».

Эффект походил на скачки верхом на необученной лошади в замедленной съёмке. «Не было ощущения, что он ударяется о поверхность, как это происходит после прыжка на велосипеде или в автомобиле на Земле — сильный удар никогда не чувствовался. Отскоки были очень мягкими, но весьма постоянным».

Янг управлял луноходом с помощью джойстика, расположенного между сиденьями. «Если что, то рулевое управление было, наверное, чрезмерно чувствительным», — рассказывает Дьюк, который отвечал за навигацию, делал снимки и обеспечивал Пункт Управления оперативным описанием обстановки. «Мы находились в движении, я поворачивался в своём кресле, чтобы запечатлеть происходящее сбоку, и задевал локтем Джона… тем самым влияя на рулевое управление. В такие моменты луноход начинал рыскать из стороны в сторону, и Джон пытался вернуть ситуацию под контроль».

«Я рад, что был пристёгнут», — продолжает Дьюк. «Однажды мы сделали оборот на 180 градусов. Джон преодолел подъём, когда перед нами вдруг оказался кратер. Тогда он резко повернул, и мы боком скатились внутрь». А когда мы карабкались по крутому горному склону луноход так сильно задрал нос, что нам показалось, будто мы вывалимся из кресел».

Езда под наклоном и вприпрыжку отвлекала его от постоянно присутствующей на Луне опасности: отсутствия воздуха. Жизнь Дьюка зависела от насосов, батарей и баллонов в его рюкзаке — критически необходимой защиты от смертоносного космического вакуума. «Идея заключалась в том, чтобы в начале дня добираться до самой отдалённой точки маршрута и выполнять там работу, которую необходимо было сделать в первую очередь, — объясняет Дьюк. — Последующие остановки должны были приближать вас к лунному модулю. Таким образом, если машина сломается, у вас будет достаточно кислорода для возвращения. По крайней мере, таков был план». К счастью, астронавтам так и не пришлось испытать этот план на практике.

У безвоздушного пространства есть и менее очевидные нюансы. Поскольку рассеивать солнечные лучи было нечему, лунная поверхность походила на одеяло из ослепительного света и глубоких теней. В первом случае температура достигала 250 градусов по Фаренгейту (121,1 по Цельсию), поэтому одной из главных забот являлось охлаждение хрупкой электроники LRV. Ещё хуже то, что Янг сломал заднее крыло, и обнажившаяся сетчатая покрышка вздымала вверх огромные хвосты лунной пыли, осыпая ей машину и её пассажиров. Образовался теплопоглощающий налёт, грозивший навредить механике и испортить скафандры. Дьюк потратил много времени, чтобы очистить и привести их в порядок.

Отсутствие атмосферы также влияло на ощущение масштаба у исследователей. «Вы просто видите камни, и большой камень вдалеке выглядит очень похожим на камень вблизи» — говорит Дьюк. Фиксировать своё местоположение оказалось на удивление сложно, и они постоянно попадали в засады из-за кажущихся далёкими кратеров и валунов — одна из причин, по которой Янг редко разгонял свой ровер до скорости свыше 6 миль/ч (9,6 км/ч).

Не то чтобы Дьюку этого не хотелось. За несколько минут до начала первой из трёх поездок он уговаривал Янга выложиться по полной. «Мы можем просто сорваться и уехать, детка. Я искренне верю в эту штуку. Поднажми!».

Источник: Earl Swift / Tim McDonagh / Road & Track