Найти тему

Три грации: кто такие, и почему их три

Оглавление

Начиная с античности в европейском искусстве присутствует весьма привлекательный сюжет, называемый "Три грации". Заключается он в том, что изображается троица красивых, изящно сложенных, девушек, которые стоят, положив друг другу руки на плечи, образуя тем самым целостную группу. Одна из граций непременно находится спиной к зрителям, позволяя полюбоваться определенными частями своего тела.

Этих граций можно найти как в мозаиках и фресках Помпей, так и в других местах Римской империи, древнегреческие изображения сохранились, в основном, в римских копиях. В средние века тема ушла на время из искусства, зато в Эпоху Возрождения триумфально вернулась и осталась популярной вплоть до XIX века. Есть и более современные интерпретации этого сюжета.

"Три грации", мозаика из Помпеи, I в.
"Три грации", мозаика из Помпеи, I в.

Я раньше думал, что эти девушки — просто собирательный образ грациозности, но оказалось, что это не так. Они являются вполне себе конкретными персонажами греческой мифологии. Как известно, Зевс был мужик мощный и плодовитый, от всяких богинь, полубогинь и смертных женщин он имел большое количество детей. Нимфа Эвринома, например, родила от него трех дочерей — Аглаю (Великолепие), Евфросину (Радость) и Талию (Благополучие). Их и назвали грациями, то есть, богинями радости и красоты. Где радость — там грации. Особенно когда дело касалось танцев и застолий. Они и сами прекрасно танцевали, любили делать это с музами, под аккомпанемент лиры Аполлона.

В изображении граций выработался определенный канон, так называемый хиазм. Его суть в том, что при изображении фигур делается опора на одну ногу, туловище немного наклонено, опущенное плечо на стороне опорной ноги. Такая поза выглядит прелестно и (пусть будет тавтология, но как еще сказать!) грациозно.

Рекомендую интереснейшие каналы моей жены: Лидия, неисправимый гуманитарий, а также Личное мнение о людях и события

А тут моя жена читает стихи