Найти тему

Арифметическая прогрессия. Геометрическая прогрессия. 9 класс. Контрольная работа №5 (УМК Мерзляк)

Прежде чем приступить к решению заданий контрольной работы, вспомним теорию.

Начнем с арифметической прогрессии. В контрольной работе это задания под номером 1, 4, 7.

Что же такое арифметическая прогрессия?

-2

Давайте разберем все по порядку.

Мы имеем, какой-то ряд чисел, последовательно связанных между собой. Как связанных?

Например: 4; 6; 8; 10; 12; 14; 16

4+2=6

6+2=8

8+2=10

10+2=12

12+2=14

14+2=16

Каждое последующее число мы получаем путем прибавления к предыдущему одного и того же числа 2.

Таким образом, мы получаем ряд чисел, который и образует арифметическую прогрессию.

Каждое число в арифметической прогрессии обозначается буквой а, которая имеет свой порядковый номер( n )в числовом ряду.

Например: 4; 6; 8; 10; 12; 14; 16

а1=4, а2=6, а3=8, а4=10, а5=12, а6=14, а7=16, аn=.........

Число на которое увеличивается каждое последующее число в ряду, называют разностью, которая обозначается буквой d.

В нашем числовом ряду, d=2.

Все числа в числовом ряду мы можем сложить и получить их сумму.

Сумма обозначается буквой S. И она легко находится по формулам, которые представлены на иллюстрации выше.

Давайте все закрепим на практике:

Вариант 1. Задание№1.

Найдите двенадцатый член и сумму первых двенадцати членов арифметической прогрессии (an), если а1 = 3, a2 = 7.

-3

Задание №4.

Найдите номер члена арифметической прогрессии (an), равного 6,4, если

а = 3,6 и d = 0,4.

-4

А сейчас поговорим про геометрическую прогрессию.

-5

Геометрическая прогрессия отличается от арифметической тем, что каждое последующее число больше предыдущего в несколько раз, а не на какое-то число.

И эта разница между соседними числами, называется знаменателем (q) прогрессии.

Например:

2; 4; 8; 16; 32; 64

b1=2; b2=4; b3=8; b4=16; b5=32; b6=64.

Каждое предыдущее число больше последующего в 2 раза, значит q=2.

Как же находить знаменатель?

-6

Так же, как и в случае с арифметической прогрессией мы будем находить n-ый член прогрессии, сумму первых и n-ых членов. При этом мы будем пользоваться следующими формулами:

-7

Давайте посмотрим на практике, как работают формулы, касающиеся геометрической прогрессии.

Задание №2.

Найдите седьмой член и сумму первых шести членов геометрической прогрессии (bn), если b1 = –1/4 и q = 2.

-8

Задание №3

Найдите сумму бесконечной геометрической прогрессии 27, –9, 3, …

-9

Задание№5.

Какие два числа надо вставить между числами 2 и –54, чтобы они вместе с данными числами образовали геометрическую прогрессию?

-10

Задание №6.

При каком значении x значения выражений 2x – 1, x + 3 и x + 15 будут последовательными членами геометрической прогрессии? Найдите члены этой прогрессии.

-11

Х имеет два значения, х1=1 и х2=-24

Находим члены данной прогрессии в1, в2, в3:

-12

И вновь вернемся к арифметической прогрессии.

Задание №7.

Найдите сумму всех натуральных чисел, кратных 5, которые больше 150 и меньше 250.

-13

Мы прорешали задания Контрольной работы 1 Варианта. Второй Вариант я рекомендую прорешать самостоятельно, чтобы закрепить изученный материал.

Успехов в учебе!

Все схемы и таблицы использованные при написании данной статьи взяты из материалов, находящихся в свободном доступе сети Интернет.