Найти в Дзене
Жизнь в ритме танго

У старых грехов длинные тени

Оглавление

То, что Людмила Васильевна сегодня как-то особенно рассеяна, заметили все коллеги. Она то и дело застывала в раздумье, и казалось, что ее мысли где-то далеко за пределами рабочего кабинета.

– Люда, что с тобой сегодня? Ты как будто сама не своя. Тебя что-то беспокоит? – спросила ее Надежда – коллега и лучшая подруга.

– Еще как беспокоит, – ответила та. – Вчера Антон привел домой свою девушку, чтобы познакомить ее с нами. Муж отнесся к этому спокойно, а я вот спать не могу. Не приглянулась она мне.

– Ты смотри, Антошка уже девушек приводит, а ведь совсем недавно в школе учился, – сказала Надежда. – А что тебе в ней не понравилось?

– Да я сама понять не могу. Симпатичная, вроде скромная, родители у нее нормальные: мать – провизор, отец – военный в отставке, сейчас на заводе инженером работает. Сама Алина заканчивает университет, экономический факультет. В этом году диплом получает. Они с Антоном, оказывается, уже два года встречаются, а мы с отцом – ни сном ни духом. И вот вчера – здравствуйте! «Мама, папа, это Алина – моя невеста».

– Да, ситуация! Но, с другой стороны, Антону скоро двадцать шесть. Ничего удивительного, – попыталась успокоить подругу Надежда. – А что конкретно тебе не понравилось?

– Не знаю, но она как-то очень сдержанно отвечала на вопросы, – сказала Людмила.

– И какие вопросы ты ей задавала?

– Обычные – о родителях, о том, где собирается работать, есть ли братья и сестры.

– А полиграф ты к ней не подключила? – усмехнувшись, спросила Надежда.

– Тебе бы все шутить, – ответила Людмила, – а тут, может быть, решается судьба моего сына.

– Пойдем работать, а после работы зайдем в наше кафе, и я расскажу тебе одну интересную историю, – сказала Надежда.

Несколько лет назад я гостила у мамы и случилось так, что неожиданно попала в районную больницу. В одной палате со мной оказалась бабушка лет, наверное, восьмидесяти. Достаточно крепенькая, но неразговорчивая и не очень приветливая. Какой у нее был диагноз, я не знаю.

День лежим, два, три, меня навещают мама, муж, сестры, а к ней никто не приходит.

А тут прошел по больнице слух, что из областного центра приехал молодой доктор и теперь будет в районной больнице работать. Семья у него здесь – мать, отец, а две сестры – студентки в университете учатся, домой только на каникулы приезжают. Доктору еще тридцати нет, и он холостой.

На следующий день главный врач, как всегда по четвергам, сам делал обход. А в этот раз и нового доктора с собой взял. Около каждой кровати останавливаются, спрашивают о самочувствии, а главный врач объясняет молодому, кому какое лечение назначено.

А как подошли они к кровати моей соседки, она вскочила, к новому врачу бросилась, за руки его хватает и причитает:

– Витя, сынок, Витенька!

Медсестры прибежали, помогли главврачу бабушку от парня оторвать, сделали ей укол успокоительный. Старушка заснула.

А когда часа через два проснулась, стала что-то бормотать. Я прислушалась, а она опять какого-то Витю вспоминает.

Я подождала немного, а потом все-таки спросила:

– Анна Никитишна, вы о каком Вите говорите?

– О сыне моем, Витеньке. Сегодня его вот здесь видела, как тебя сейчас вижу.

– Вы ошиблись, – говорю ей я, – сегодня сюда с главным врачом новый молодой доктор приходил. Его Олег Леонидович зовут.

– Как я могла ошибиться, если это был мой Витя, и родинка у него над левой бровью, как у отца его была. За мной, видно, приходил. Значит, настало мое время за грехи отвечать. А у старых грехов длинные тени.

– Не спешите, Анна Никитишна, туда еще никто не опоздал. Живите, радуйтесь каждому дню.

– Да нечему мне радоваться – ни детей, ни внуков – одна я. Сама виновата, ведь могло у меня в жизни все по-другому сложиться, а я своими руками пяти людям жизни сломала, хотела все по-своему устроить. Вот и устроила. Ты, Надежда, послушай меня. В церковь я редко ходила, никогда не исповедовалась, а тебе расскажу, как все было.

Рассказ Анны Никитишны

Сынок у меня был – Витя. После училища его в армию забрали. Вернулся, а работы тогда даже в городе не было, что уж о селе говорить. Он с двумя ребятами и поехал на север куда-то. Полгода работал, потом месяц или два дома был. Деньги привозил, не очень большие, а у нас и таких заработать негде было. Но он пытался – кому по осени огород вспашет, кому с ремонтом дома поможет, и в отпуске без работы почти не сидел.
А в это время приехала к нам в село молодая фельдшерица, девчонка совсем, лет двадцати, может, чуть больше. И Витя мой стал с ней встречаться.
-2
Даже домой стал приезжать не раз в полгода, а каждые три месяца.
А все остальное время они друг другу письма писали. В то время не то, что сейчас. Телефоны эти только в городах стали появляться, а у нас про них только слышали. А я тогда на почте работала, видела их письма.
Девчонка эта – Верой ее звали – в детдоме выросла, родни у нее никого, кроме двоюродной бабки, что в нашем селе жила, не было. Вот Вера к ней сюда и приехала. За Федоровной полтора года ухаживала, а та ей дом свой оставила.
Витька как-то перед отъездом мне сказал:
– Мама, еду на полгода, а как приеду, сразу женюсь. У нас с Верой ребенок будет, ты ей, если что, помоги.
А по Вите моему еще со школы Настя Морозова сохла. В то время она на повара выучилась и работала в школьной столовой. Так она, чтобы с Витей рядом быть, тоже туда завербовалась. И мы с ней кое о чем договорились.
Как уехал сынок, Верка ему письма писать стала, а я их из ящика вытаскивала, когда никто не видел, и рвала. И Витины письма тоже изничтожала.
Он мне писал, спрашивал, что с Верой, просил ей записки передавать – в конверты их вкладывал. А я ему писала, что Вера в поселке живет, на работу ходит, все с ней нормально.
А через два месяца Настя с севера прислала Вере телеграмму, будто бы от Вити: «Не жди. Полюбил другую. Прости».
Вера дом бабкин продала и уехала. Я Вите так и написала: «Уехала Вера. Куда – никому не сказала».
Когда Витя приехал, он, конечно, ее искал, в область ездил, каких-то подружек ее разыскал. Однако Веру так и не нашел.
А Настя все вокруг него ходила, успокаивала, и через год они поженились. А уж когда выяснилось, что у них ребенок будет, я так радовалась! Родился здоровый, крупный мальчишка. А через три дня пoмeр. Врачи сказали, что какая-то инфекция.
Больше детей у Насти и Виктора не получалось. Сынок мой стал в стакан заглядывать. Настя помучилась с ним несколько лет, а потом развелась и в город уехала. Люди говорили, что замуж вышла, но муж тоже сильно пьет.
А Витя мой тем летом помогал соседу крышу ремонтировать. Сорвался сверху, упал на кирпичи, которые привезли, чтобы печь класть, и помер.
И живу я одна уже восемнадцать лет.

Она помолчала, потом спросила меня:

– Так, говоришь, доктор молодой сюда приходил сегодня?

– Да, доктор – Олег Леонидович, – ответила я.

–И завтра опять придет?

– Конечно, придет. Главный врач сказал, что нашу палату за ним закрепили.

На следующий день Олег Леонидович действительно появился в палате во время обхода. Анна Никитишна к нему не бросилась, спокойно лежала под одеялом. А когда он осмотрел ее спросила:

– А маму вашу, Олег Леонидович, случайно не Верой зовут?

– Да, Верой Николаевной, – ответил тот.

– Тогда спросите у нее, не хочет ли она Анну Никитишну навестить.

На следующий день врач принес ответ:

– Мама сказала, что она вас, Анна Никитишна, помнит, а навещать не будет.

– А что же она тебе, внучок, отчество-то не по отцу дала? Не Леонидович ты, а Викторович.

– Анна Никитишна, вы сами знаете: отец не тот, кто родил, а тот, кто вырастил. У меня хорошая семья, другой мне не надо. Так что давайте закончим этот разговор и займемся вашим здоровьем. Назначу-ка я вам еще один препарат.

-3

– Вот, Людмила, такая печальная история. Права была Анна Никитишна – захотела сделать все по-своему, а получилось хуже некуда. Так что ты подумай, стоит ли вмешиваться.

– А если не получится у них ничего? Поженятся, а потом разведутся? – спросила Людмила.

– А это будут их собственные ошибки. Разве лучше будет, если сын через несколько лет обвинит тебя, что ты разрушила его жизнь?

Через три дня Людмила поделилась с подругой новостями:

– Подали заявление, расписываются через месяц. Сказали, что никаких банкетов им не надо, жить собираются отдельно – квартиру снимают, будут на свою зарабатывать.

– Ну, так как будущая невестка-то? – спросила Надежда.

– Да вроде ничего. Поживем – увидим.

Автор – Татьяна В.

Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые рассказы, ставьте лайки, пишите комментарии.