- Мама, я не уносила ключи, - испуганно говорила моя ученица, - я все сделала, как ты сказала: оставила их на столе. Я не знаю, почему там закрыто. Нет, это не я. У меня их нет. Я посмотрю сейчас, но я точно говорю, что нет.
И, обращаясь ко мне и практически плача:
- Ну, все. Теперь мне дома будет.
Урок пошел насмарку, ибо, понятно, ребенку (ученице 2 класса на тот момент) было не до английского. Она очень нервничала весь урок.
Вообще я об этом эпизоде вспомнила буквально вчера, когда эта девочка (уже шестиклассница) пришла ко мне на очередное занятие.
А тогда, помнится, я очень удивилась ее испугу. У нее прямо голос дрожал и слезы она еле сдерживала.
Ситуация такая была. Мама у нее учительница в ее же школе. Поэтому логистика следующая: после уроков она идет к маме в кабинет, оставляет там школьный рюкзак, чтобы с собой не таскать. И едет ко мне. В данном случае маму куда-то вызвали, поэтом она дала девочке ключ, велела кабинет открыть, рюкзак положить, а ключ оставить на столе в открытом кабинете. Потому что туда еще кто-то должен был прийти по какому-то поводу. Девочка так и сделала.
А мама пришла – класс закрыт. Ключа нет. Вот и позвонила. Очень таким…учительским голосом позвонила.
Я девочке говорю:
- Да вы не переживайте, сейчас они там разберутся. Скорее всего, какое-то недоразумение. Наверное, это после вас уже закрыли.
Девочка, чуть не плача:
- А как я докажу, что это не я? И опять на меня орать будут? А я вообще не могу, когда орут, у меня сразу голова болеть начинает, мне плохо становится, и я ничего сказать не могу.
Я ее постаралась убедить, что до ее возвращения вечером эта история как-то разрешится. Наверняка мама пойдет выяснять, где этот злосчастный ключ. И никуда он из школы не пропадет.
Кстати, так и оказалось. Коллега, которая зашла потом, была не в курсе договорённостей, она кабинет закрыла, а ключ сдала на вахту. Там его мама девочки и обнаружила.
Помнится, меня тогда несколько удивило, что мама, вместо того, чтобы сначала попытаться выяснить все на месте, кинулась звонить дочери. И реакция девочки удивила. Как бы это сказать… излишне нервная на недоразумение. И вот это «мне будет» и доказательства… И еще. Когда все выяснилось, мама дочери не перезвонила. Ну, типа, что все хорошо, извини, не переживай там.
***
Так вот, почему я вспомнила об этом эпизоде…
Для начала предлагаю всем, кто не читал, ознакомиться с этим текстом:
И опять, и снова про разное отношение к старшим и младшим детям
В общем, приходит ко мне эта девочка. Мы упоминаем о том, что скоро ей писать ВПР и прочее. Она:
- Эх, хотела бы я обратно в начальную школу. Вон, сестра ни фига не делает. А сейчас опять дома сидит, потому что болеет.
Спрашиваю, в чем дело.
Губу разодрала. Как? Девочка не знает. Она была на втором этаже, сестра на первом, играла как-то, что ли. Как мне сказала ученица:
- Слышу – дикий ор снизу. Я бегом. А она там с губой, у нее кровь, она орет. Я сразу маме позвонила. Потому что понять не могла, что у нее там, она орала ж и отмахивалась. Потом схватила ее в охапку и губу хлоргексидином обработала. Ну, как обработала, тупо полила, где смогла. Она ж дрыгалась. Он вроде меньше щиплется, чем перекись. И я подумала, что хуже от этого точно не будет.
К врачу девочку возили, губу зашивать не стали, должно пройти. И теперь она неделю сидит дома, ибо говорит с трудом. Правда, как сказала старшая сестра:
- Не, а чё бы в школу не походить? Писать-то она может. Варежку свою закрыла – и шуруй.
(Уточню, а то опять будут писать, что такими словами она показывает свое плохое отношение к сестре. Не показывает. Она и о себе может вполне спокойно и с юмором сказать: «А чё, я варежку захлопнула и делом занялась».)
Но вот к чему я вспомнила старый случай… Девочка говорит:
- Я так боялась, что мне придется доказывать, что это не я сделала. Вдруг бы она так сказала? И мне бы тогда по башке настучали?
Я спрашиваю:
- А почему вы так решили? И зачем ей так говорить? Или были случаи?
Девочка очень серьезно смотрит на меня (она вообще довольно серьезная для своего возраста):
- Были. Она вполне могла сказать на меня. И говорила. И меня родители прямо сажали перед собой и спрашивали, правда это или нет. И мне приходилось доказывать. Ладно, хоть сразу орать не кидались, я бы тогда вообще ничего сказать не смогла. Вот папа, например, вообще нервный, у него работа трудная, поэтому он сразу орать начинает, толком не разобравшись. Но у меня всегда получалось доказать, что это не я. Потому что это и правда не я. Да Апокалипсия Армагеддоновна, я ее вообще никогда не трогала! Наорать могу, это да. Так и она орет.
Почему-то девочку с детства ставят в какую-то странную позицию: докажи, что ты не делала… А как же презумпция невиновности?
Что-то я тут не пойму.
А вы?
Пишите, а также ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал здесь и в Телеграме – узнаете много нового и интересного!
P.S.: Насчет «мне дома будет» и «по башке настучали». Нет, я не думаю, что это конкретное физическое воздействие, то есть что ее попросту лупят. Думаю, максимум речь идет о каком-то шлепке сгоряча.
P.P.S.: С «нервным» папой отношения прекрасные. В частности, они оба спортивные, в отличие от мамы и второй сестры, поэтому очень любят вдвоем куда-нибудь километров за 50 съездить на велосипедах, сходить в поход и все такого типа. И если папа оказывается в нужное время в нужном месте, он прекрасно решает проблемы:
Как мою ученицу мама дома забыла
(Кстати, я там писала о том, что девочка едет на первые в своей жизни соревнования. Теперь она едет на очередные соревнования, уже чтобы попасть на российский этап. В прошлом году она на регионе проиграла за третье место. Так что была уже близка.)
Это я к тому, что не стоит однозначно говорить о родителях-монстрах.
Пост сегодня вечером тоже будет об этой же девочке. Некоторые мои размышления по мотивам комментариев.
Вот о чем я писала 21 марта в прошлом году:
Папа – еще один ребенок в семье, или все одно к одному
Все мои статьи в хронологическом порядке можно почитать здесь.