Правильное употребление в речи предлогов: в, на, над, под, за, из-за, из-под, к, с, между и т.д.
Игра-занятие «Насекомые» основана на следующих принципах:
- опора на программный материал;
- ясное и понятное детям назначение картинок, смысл вопросов, условия игры;
- вовлечение как одного, так и группы детей в коррекционный процесс с помощью игры, внешне красочная и привлекательная;
- приобретение ребёнком новых знаний, умений и навыков для более успешного освоения школьной программы.
Знания:
- о многообразии насекомых;
- о пользе, вреде насекомых.
Умения:
- называть и показывать насекомых;
- соотносить насекомых с предметным изображением;
- классифицировать насекомых по способу передвижения (ползает, летает, прыгает);
- называть пользу (вред), которую приносят насекомые.
Грамматическая сторона речи:
- употребление в речи предлогов: в, над, под, к, на, из-за, из-под, с, между;
- использование глаголов с разными приставками: прилетел, улетел, подлетел, приполз, уполз, заполз и т.д.
- использование предложно-падежных форм (к цветку, у цветка, под цветком и т.д.);
- согласование существительных и прилагательных (зелёный кузнечик, разноцветная бабочка);
- согласование числительных и существительных (одна бабочка, две бабочки, много бабочек);
- образование предложного падежа существительных (муравьи живут в муравейнике);
- образование винительного падежа существительных (паук плетёт паутину);
Предметный словарь:
- муха, пчела, бабочка, жук, комар, кузнечик, стрекоза, паук, муравей, сверчок, оса, крылья, лапки, усы и др.
Глагольный словарь:
- летать, ползать, порхать, прыгать, садиться (на цветок), вредить, жужжать, жалить, кусать, собирать и др.
Качественный словарь:
- красивый, вредный, полезный, маленький, большой, прозрачный, разноцветный, широкий, узкий и др.
Знакомство с насекомыми удобно проводить с помощью предложенной игры-занятия «Насекомые». Здесь подобраны такие загадки, в которых мы постарались описать внешний вид, место обитания, образ жизни насекомых. Рифмованный текст легко воспринимается детьми и делает занятие увлекательнее. Можно провести также игру на внимание и память.
Надеемся, что эта игра-занятие поможет учителям-дефектологам, логопедам, воспитателям, педагогам, родителям поддержать интерес ребёнка на протяжении всего времени стать основой для установления контакта с трудными детьми.
Приветствие.
Педагог демонстрирует панно «Полянка. Луг».
— Посмотри на летний луг,
Приглядись внимательно!
Ты поймёшь, что жизнь вокруг
Очень занимательна!
Вроде нету никого,
Хотя жизнь кипит, бурлит.
Кто-то прячется в листве,
И в ромашках, и в траве.
Каждый занят своим делом,
Важен он на свете белом!
— Послушай тишину! Слышишь, сколько насекомых спешат на нашу волшебную полянку! (Педагог последовательно достаёт картинки насекомых на липучках, которые приклеивает на панно ребёнок.)
— Догадайся, кто это?
Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел,
Он вспорхнул и улетел.
(Бабочка.)
— Бабочка-красавица летает над цветком. (Ребёнок находит положение бабочки над цветком и приклеивает её.)
Домовитая хозяйка
Пролетает над лужайкой.
Похлопочет над цветком —
Он поделится медком.
(Пчела.)
— Водят пчёлы хоровод,
Собирают сладкий мёд.
Наша пчёлка прилетела и села на цветок.
На ромашку у ворот
Опустился вертолёт —
Золотистые глаза.
Кто же это?..
(Стрекоза.)
— Тихо стрекоза сидит,
Полетит — громко зазвенит.
Наша стрекоза спряталась за ромашку.
Не дверь, не птица.
Нос, как спица,
Летит — пищит,
Сидит — молчит.
Кто его убьёт,
Тот кровь прольёт.
(Комар.)
— Комар солнышка боится,
За листочком он таится.
Вниз по ягодке так ловко
Ползёт божья коровка.
Гусеница зелёная,
Вредительница модная.
На листе сидит,
Его ест, молчит.
ІІ. Педагог.
— Посмотри, сколько насекомых появилось на нашей полянке! Назови их.
— Кто летает над цветком? (Бабочка.)
— Кто запрыгнул на травинку? (Кузнечик.)
— Кто сидит на цветке? (Пчела.)
— Кто летает между ягодкой и цветком? (Муха.)
— Кто спрятался за ромашку? (Стрекоза.)
— Кто плетет паутину между травинок? (Паук.)
— Кто летает под цветком? (Жук.)
— Кто спрятался за листочком? (Комар.)
— Кто заполз на травинку? (Муравей.)
— Кто ползёт по ягодке? (Божья коровка.)
— Кто сидит на листе? (Гусеница.)
Педагог также задаёт вопросы: «Где летает бабочка?», «Куда запрыгнул кузнечик?», «Где ползает божья коровка?» и т.д. Ребёнок отвечает, правильно употребляя предлоги: «Бабочка летает над цветком», «Кузнечик запрыгнул на травинку», «Божья коровка ползёт по ягодке».
III. Беседа по теме.
Педагог.
— Много насекомых на полянке: кто летает, кто ползает, кто жужжит, пищит, стрекочет, жалит. Насекомых так много! Каждый нужен и важен.
— Кто из насекомых ползает; летает; прыгает?
— Кто из насекомых кусает; жалит, а кто нет?
— Кто из насекомых приносит пользу людям, а кто вред?
— Покажите гусеницу. Где она сидит? В кого она со временем превратится? (Сначала в куколку, потом в бабочку.)
— Какой звук издаёт комар? (Писк.) Пчела? (Жужжание.) Кузнечик? (Стрекотание.) Бабочка? (Никакого.)
Педагог.
— Наблюдать за насекомыми на полянке оказалось очень интересным занятием. Не нужна нам коллекция насекомых! Пусть они лучше живут на воле! Отпустим их, пусть улетают, уползают.
Игра «Кто внимательнее?»
— Закрой глаза. Открой. Посмотри, что изменилось на полянке? Кто улетел? Кто уполз? Кто перелетел на цветок? Кто заполз на травинку? Кто ускакал? Кто перепорхнул на ягодку? Кого не стало? И т.д.
Педагог меняет «живую» картинку, перемещает насекомых, убирает их по одному (два) с панно, ребёнок называет изменения на картинке, правильно употребляет предлоги в речи.