Найти тему
Ваш дошкольник

Игра для формирования лексико-грамматических представлений у детей дошкольного возраста

Оглавление

Правильное употребление в речи предлогов: в, на, над, под, за, из-за, из-под, к, с, между и т.д.

Игра-занятие «Насекомые» основана на следующих принципах:

  • опора на программный материал;
  • ясное и понятное детям назначение картинок, смысл вопросов, условия игры;
  • вовлечение как одного, так и группы детей в коррекционный процесс с помощью игры, внешне красочная и привлекательная;
  • приобретение ребёнком новых знаний, умений и навыков для более успешного освоения школьной программы.

Знания:

  • о многообразии насекомых;
  • о пользе, вреде насекомых.

Умения:

  • называть и показывать насекомых;
  • соотносить насекомых с предметным изображением;
  • классифицировать насекомых по способу передвижения (ползает, летает, прыгает);
  • называть пользу (вред), которую приносят насекомые.

Грамматическая сторона речи:

  • употребление в речи предлогов: в, над, под, к, на, из-за, из-под, с, между;
  • использование глаголов с разными приставками: прилетел, улетел, подлетел, приполз, уполз, заполз и т.д.
  • использование предложно-падежных форм (к цветку, у цветка, под цветком и т.д.);
  • согласование существительных и прилагательных (зелёный кузнечик, разноцветная бабочка);
  • согласование числительных и существительных (одна бабочка, две бабочки, много бабочек);
  • образование предложного падежа существительных (муравьи живут в муравейнике);
  • образование винительного падежа существительных (паук плетёт паутину);

Предметный словарь:

  • муха, пчела, бабочка, жук, комар, кузнечик, стрекоза, паук, муравей, сверчок, оса, крылья, лапки, усы и др.

Глагольный словарь:

  • летать, ползать, порхать, прыгать, садиться (на цветок), вредить, жужжать, жалить, кусать, собирать и др.

Качественный словарь:

  • красивый, вредный, полезный, маленький, большой, прозрачный, разноцветный, широкий, узкий и др.

Знакомство с насекомыми удобно проводить с помощью предложенной игры-занятия «Насекомые». Здесь подобраны такие загадки, в которых мы постарались описать внешний вид, место обитания, образ жизни насекомых. Рифмованный текст легко воспринимается детьми и делает занятие увлекательнее. Можно провести также игру на внимание и память.

Надеемся, что эта игра-занятие поможет учителям-дефектологам, логопедам, воспитателям, педагогам, родителям поддержать интерес ребёнка на протяжении всего времени стать основой для установления контакта с трудными детьми.

Приветствие.

Педагог демонстрирует панно «Полянка. Луг».

— Посмотри на летний луг,

Приглядись внимательно!

Ты поймёшь, что жизнь вокруг

Очень занимательна!

Вроде нету никого,

Хотя жизнь кипит, бурлит.

Кто-то прячется в листве,

И в ромашках, и в траве.

Каждый занят своим делом,

Важен он на свете белом!

— Послушай тишину! Слышишь, сколько насекомых спешат на нашу волшебную полянку! (Педагог последовательно достаёт картинки насекомых на липучках, которые приклеивает на панно ребёнок.)

— Догадайся, кто это?

Шевелились у цветка

Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел,

Он вспорхнул и улетел.

(Бабочка.)

— Бабочка-красавица летает над цветком. (Ребёнок находит положение бабочки над цветком и приклеивает её.)

Домовитая хозяйка

Пролетает над лужайкой.

Похлопочет над цветком —

Он поделится медком.

(Пчела.)

— Водят пчёлы хоровод,

Собирают сладкий мёд.

Наша пчёлка прилетела и села на цветок.

На ромашку у ворот

Опустился вертолёт —

Золотистые глаза.

Кто же это?..

(Стрекоза.)

— Тихо стрекоза сидит,

Полетит — громко зазвенит.

Наша стрекоза спряталась за ромашку.

Не дверь, не птица.

Нос, как спица,

Летит — пищит,

Сидит — молчит.

Кто его убьёт,

Тот кровь прольёт.

(Комар.)

— Комар солнышка боится,

За листочком он таится.

Вниз по ягодке так ловко

Ползёт божья коровка.

Гусеница зелёная,

Вредительница модная.

На листе сидит,

Его ест, молчит.

ІІ. Педагог.

— Посмотри, сколько насекомых появилось на нашей полянке! Назови их.

— Кто летает над цветком? (Бабочка.)

— Кто запрыгнул на травинку? (Кузнечик.)

— Кто сидит на цветке? (Пчела.)

— Кто летает между ягодкой и цветком? (Муха.)

— Кто спрятался за ромашку? (Стрекоза.)

— Кто плетет паутину между травинок? (Паук.)

— Кто летает под цветком? (Жук.)

— Кто спрятался за листочком? (Комар.)

— Кто заполз на травинку? (Муравей.)

— Кто ползёт по ягодке? (Божья коровка.)

— Кто сидит на листе? (Гусеница.)

Педагог также задаёт вопросы: «Где летает бабочка?», «Куда запрыгнул кузнечик?», «Где ползает божья коровка?» и т.д. Ребёнок отвечает, правильно употребляя предлоги: «Бабочка летает над цветком», «Кузнечик запрыгнул на травинку», «Божья коровка ползёт по ягодке».

III. Беседа по теме.

Педагог.

— Много насекомых на полянке: кто летает, кто ползает, кто жужжит, пищит, стрекочет, жалит. Насекомых так много! Каждый нужен и важен.

— Кто из насекомых ползает; летает; прыгает?

— Кто из насекомых кусает; жалит, а кто нет?

— Кто из насекомых приносит пользу людям, а кто вред?

— Покажите гусеницу. Где она сидит? В кого она со временем превратится? (Сначала в куколку, потом в бабочку.)

— Какой звук издаёт комар? (Писк.) Пчела? (Жужжание.) Кузнечик? (Стрекотание.) Бабочка? (Никакого.)

Педагог.

— Наблюдать за насекомыми на полянке оказалось очень интересным занятием. Не нужна нам коллекция насекомых! Пусть они лучше живут на воле! Отпустим их, пусть улетают, уползают.

Игра «Кто внимательнее?»

— Закрой глаза. Открой. Посмотри, что изменилось на полянке? Кто улетел? Кто уполз? Кто перелетел на цветок? Кто заполз на травинку? Кто ускакал? Кто перепорхнул на ягодку? Кого не стало? И т.д.

Педагог меняет «живую» картинку, перемещает насекомых, убирает их по одному (два) с панно, ребёнок называет изменения на картинке, правильно употребляет предлоги в речи.