Викторианская брошь из черного оникса с матовым стеклом, аметистами и бриллиантами, около 1890-1900 гг.
Матовое стекло стали использовать в ювелирном деле с конца XIX века, как замену горного хрусталя. Матовое сияние придавали стеклу путем химической обработки плавиковой кислотой. Лучшие ювелирные изделия с таким стеклом были созданы неповторимым Рене Лаликом в первые годы ХХ века. Впоследствии, в период увлечения стекольным производством, Лалик тоже часто использовал технику кислотного травления для своих шедевров из матового стекла.
Золотая подвеска с женской фигурой из матового стекла с красочным плащом из витражной эмали, и бриллиантами, Рене Лалик, около 1900 г., из коллекции Музея прикладного искусства, Будапешт.
Ваза «Цейлон», матовое стекло, Рене Лалик, дизайн 1924 г.
Филигранная брошь из белого золота с камфорным стеклом, и бриллиантом, около 1930 г.
Камфорным стеклом в ювелирном деле стали называть матовое стекло, которое использовали в украшениях эпохи ар-деко, популярных в период с 1920 по 1940 годы. Мода ар-деко обошла стороной нашу страну, которая в те годы восстанавливалась после Гражданской войны, а ювелирное искусство было забыто на долгое время. Поэтому название «камфорное стекло» кажется странным и вызывает недоумение. Все дело в том, что матовое стекло по виду схоже с раствором камфоры, разновидности смолы, добываемой из камфорных деревьев, широко использовавшейся в то время в медицине.
Камфора в виде кристаллов.
Камфорное стекло по внешнему виду практически неотличимо от горного хрусталя, но имеет меньшую твердость. Чаще всего камфорное стекло в украшениях того времени использовали в виде пластин с вырезанными на обратной стороне лучистыми гранями, сходившимися к центру, где монтировался ценный ювелирный камень, чаще всего бриллиант. Такой декор привлекал внимание к центру композиции, создавая фон для сияющего драгоценного камня. Такие выдающиеся ювелиры как Рене Лалик показали, что стекло можно использовать в ювелирных изделиях наравне с драгоценными камнями. И в последующие годы камфорное стекло можно увидеть во многих украшениях эпохи ар-деко в оправе из золота, серебра и платины.
Филигранный кулон из белого золота с камфорным стеклом и бриллиантом, начало ХХ века.
Филигранная подвеска из белого золота с камфорным стеклом и бриллиантом, начало ХХ века.
Филигранная подвеска из белого золота с камфорным стеклом и бриллиантом, начало ХХ века.
Филигранный браслет из белого золота с камфорным стеклом и бриллиантом, около 1930 г.
Филигранная брошь из белого золота с камфорным стеклом, и бриллиантами, начало ХХ века.
Ожерелье из белого золота с камфорным стеклом, хризопразом и бриллиантом, начало ХХ века.
Ожерелье из белого золота с камфорным стеклом, эмалью, аквамарином и бриллиантом, около 1930 г.
Браслет в стиле ар-деко из белого золота с камфорным стеклом и бриллиантами, около 1930 г.
Филигранный овальный кулон в стиле ар-деко из белого золота с камфорным стеклом и бриллиантом, начало ХХ века.
Кулон в стиле ар-деко из белого золота с камфорным стеклом и бриллиантом, около 1930 г.
Браслет в стиле ар-деко из белого золота с камфорным стеклом, гранатами и бриллиантами, начало ХХ века.
Браслет в стиле ар-деко из белого золота с камфорным стеклом и бриллиантами, начало ХХ века.
Браслет в стиле ар-деко из белого золота с камфорным стеклом, ониксом и бриллиантами, Esemco Jewelry, около 1930 г.
Кулон в стиле ар-деко из белого золота с камфорным стеклом и бриллиантом, 1920 г.
Филигранный кулон в стиле ар-деко из белого золота с камфорным стеклом и бриллиантами, 1920 г.
Кулон в стиле ар-деко из белого золота с камфорным стеклом и бриллиантами, 1920-1929 гг.
Когда в 1970-х годах возродился интерес к стилю ар-деко в женской моде и аксессуарах многие компании начали производство предметов из камфорного стекла в стиле ретро. Такие изделия можно увидеть или заказать и в наши дни.
Винтажные кольца из серебра с камфорным стеклом и бриллиантами от компании Silver Embrace.