Думаю, все мы слышали о Жихарке, верно?
Сказка такая...
У кого-то даже в обиход вошло. Например, моя мама ругается на теплолюбивую кошку, лезущую в печку, называя её жихаркой.
У Александра Николаевича Афанасьева в его собрании сказок есть две под названием «Баба Яга и жихарь» (номер 106 и номер 107).
Мультфильм имеется...
А знаете, что жихарка, жихарь – не только удалец, облапошивший Бабу Ягу или лису-злодейку, но и нечистый (представитель низшей славянской мифологии, если по-учёному).
В Архангельской губернии, как зафиксировано в «Энциклопедии русских суеверий» Марины Никитичной Власовой, некогда рассказывали:
Жихорько, говорят, давил меня сегодня ночью, а спрашивали, к худу али к добру.
Похоже на домового, правда?
У которого много названий...
Собственно (цитирую «Энциклопедию русских суеверий»):
В Архангельской губернии жихорюшко-баталушко – дворовой; он живёт на конюшне и заплетает хвосты лошадям; жихорько – домовой, он «наваливается к худу или к добру».
Известно также, что духа-овинника именовали в числе прочего и овинным жихарем.
Жихарь, как пишет Марина Никитична, – живущий сысстари на известном месте. В Вятской губернии, как свидетельствует Николай Михайлович Васнецов (старший брат Виктора Михайловича, известного живописца) в своём труде «Материалы для объяснительного областного словаря вятского говора», выражение «жихорко» применительно к человеку характеризовало его как любящего домашнюю жизнь.
Жихарями в значении «владельцы хозяйства», «домоседы», «зажиточные хозяева», «старожилы» называли духов, обитающих в крестьянском доме, усадьбе и радеющих за благосостояние хозяйства.
Вполне возможно, что образ сказочного маленького человечка Жихарки проистекает из образа домового духа – ведь он привязан к дому.