Всем добрый день! Конечно, сейчас искать поезда по какому-либо направлению стало намного проще. Вводишь станцию отправления и пункт назначения, дату и - вуаля. А вот искать поезда раньше в справочниках на бумаге - это тот еще квест. И вот здесь у меня самооценка упала до 0, а может и ниже. Открываю справочник 1987 года и не нахожу там фирменный № 47/48 Омск - Москва "Иртыш", который был запущен еще в 1967 году. Точнее в списке поездов в конце книги он присутствует, а вот в самой сетке расписания найти не могу. Понимаю, что искать проще с Омска, но нет там в разделе 5' никакого № 47 и хоть ты тресни.
Полез в подробнейший справочник 1983 года. Он там почти на 800 страницах. И та же история. В списке поездов есть, а в сетке нет. Думаю: ну может быть его нет в сетке, потому что Омск - закрытый город. Что-то там в памяти такое вертелось из 80-х, что так просто в него было не попасть. Военных заводов было здесь много. Но это же бред! Всякие местные омские поезда есть, а Омск - Москва - нет!?
И ночью меня осеняет, что, наверное, его как и 183/184 на Хабаровск пустили через Курган, а чтобы сделать маршрут уж совсем уникальным еще и не с Ярославского, а с Казанского вокзала. А соответственно искать нужно не в разделе 5/5', а в разделе 14/14' и вообще там еще в какой-нибудь "левой" таблице, где сам Омск появляется с ответвлением на Курган. И вот тут всё встало на свои места. Потеря тут же обнаружилась. На листах в разделе 12/12' нашелся поезд № 47/48 и в самом Омске.
Наверное, я не буду подробно расписывать в этот раз весь его маршрут. Мы уже кучу раз его проходили в различных публикациях. Просто укажу для разных лет отправление и прибытие на конечные станции.
- 1983 год - из Омска состав отправлялся в 19:22 (время везде будет московское), а в Москву прибывал в 17:00. Итого время в пути 45 часов 38 минут. Обратный состав отправлялся из Москвы в какое-то ужасное время - 01:20 ночи, прибывая в Омск в 02:33 (ну там с учетом разницы во времени половина шестого утра - относительно нормально). Время в пути 49 часов 13 минут. Что? Разница 3,5(!) часа - 7,8%. Откуда?;
- 1987 год - № 47 отправлялся в 18.12, а в Москву прибывал менее чем через 2 суток в 13.55. Вот такое красивое время в пути - 43 часа 43 минуты. нужно было и номер ему 43 присвоить. Обратный состав № 48 отправлялся из Москвы в 21:40, а прибывал в Омск в 16:24. Время в пути 40 часов 44 минуты.Как такое бывает?! Три часа, но теперь уже в другую сторону! На не самом длинном маршруте. Это ж опять разница 7,3%!;
- 2004 год - Из Омска состав отправлялся в 12:09, чтобы в 05:59 через 41 час 50 минут прибыть на Казанский вокзал столицы. Из Москвы состав № 48 отправляется в 20:06, а в Омске окажется в 13:18. Время в пути 41 час 10 минут. Разница, конечно, все равно есть, но тут всё в пределах допуска, как говорится.
- 2024 год - "Иртыш" отошел в мир иной. Самый быстрый состав № 009 доставит вас до Москвы за 37 часов 13 минут. Самый медленный № 069 - за 45 часов 38 минут. Обратно самый медленный - "Россия" - 46 часов 18 минут, а самый быстрый № 010 - 37 часов 30 минут.
Ну а сам "Иртыш" в итоге отменили. Пал он жертвой оптимизации от эффективных менеджеров. Омские ребята не растерялись и перевели имя на состав Омск-Новосибирск. Но и он в итоге был отменен. А вот река Иртыш продолжает нести свои воды на север. Предлагаю и прогуляться по ее берегам, полюбовавшись красотами. Кстати, у нас есть еще несколько рек Иртыш. Одна относится к бассейну Амура, другая Енисея, третья - вообще Волги. Нас же интересует тот, что впадает в Обь.
Если я правильно понимаю, то это самый длинный приток в России. Иногда указывается, что и в мире, но там вроде бы есть конкуренты. Главный - Миссури. Но сложно там все с измерением длины рек. Где-то указывается около 3700 км, где-то 4700 км. Ну тут и Иртыш как считать?! Ведь до впадения в озеро Зайсан он называется Черный Иртыш. И уже дальше - Иртыш. Ну это примерно то же самое, что считать Ангару и Верхнюю Ангару одной рекой. Впрочем есть гидрологи и им виднее. Я же предлагаю снова начать старую забаву и дать имена вагонам состава, которые входили в фирменный поезд "Иртыш".
Вагон 1. Черный Иртыш. В честь Черного Иртыша я и предлагаю назвать первый вагон состава. Смотрите, какие там необычные пейзажи есть (в основном на китайской стороне).
Очень необычного цвета породы:
Радужный пляж - так это место называют в Китае.
Вообще же река начинается высоко в горах (на высоте за 3000 метров. Но начало Иртышу тоже дают просто две горные реки, сливаясь в один поток.
Вот так выглядят горы в верховьях Черного Иртыша:
А вот устье Черного Иртыша:
Вагон № 2. Зайсан. Решил я дать это имя второму вагону. В честь озера, после которого это уже совершенно однозначно Иртыш безо всяких дополнительных прилагательных. Наверное, это не самое живописное озеро из тех, что я видел. И высота над уровнем моря здесь уже около 400 метров. То есть дальше на всем своем много тысячекилометровом пути Иртыш не так и много по высоте теряет.
Кстати, общая длина Иртыша 4248 км. И это больше, чем длина самой Оби. А вот водоток Обь с Иртышом - самый длинный в нашей стране. Правда, Иртыш не только в нашей стране, но еще в Китае и Казахстане. Но России досталось около 2000 км, еще 1700 - Казахстану. Исток же реки на границе Монголии и Китая.
Кстати, про название реки есть легенда (она не соответствует самой распространенной версии о значении этого слова). Считается, что рабыня одного из местных царевичей, увидев на реке кочевавшие племена, сказала им Иртыш, что означало - остановитесь. Но это явно лишь легенда.
Вагон 3. Озеро Улюнгур. Этот водоем с нескольких сторон окружен достаточно интересными скалами с небольшими пещерами. Сюда и едут чтобы посмотреть Эоловый город - так это место называют китайцы.
Вагон 4. Озеро Канас. Эти места постепенно превращаются в курортную зону. Но в целом пока это все еще достаточно дикие места. Главная же достопримечательность - как раз озеро Канас. Переводится вроде бы "серп". У него форма очень похожа на снимке из космоса. Даже ручка есть.
Вагон № 5. Усть-Каменогорск. Столица Восточного Казахстана. Так называют этот город.
Есть там и вот такой необычный памятник:
Сам же регион называют очень часто Рудный Алтай. На пути к Усть-Каменогорску вниз по Иртышу от озера Зайсан у нас будут еще и водохранилища с достаточно живописными берегами. Там целый каскад ГЭС:
После Серебрянска и на значительном расстоянии выше по реке до Усть-Каменогорска Иртыш зажат в достаточно узкую долину. А по берегу идет железная дорога.
Река здесь очень извилистая. Места достаточно живописные. Деревьев маловато, конечно. Но и в таком пейзаже что-то есть.
Горный массив, огибаемый излучинами, называется Огненные хвосты:
Вагон № 6. Семей. Вот так скажешь сегодня это название города, и мало о чем оно говорит. Иное дело Семипалатинск с его знаменитым полигоном для проведения ядерных испытаний (естественно, что он не в самом городе, но название получил именно такое). Но мы за мирный атом, поэтому полюбуемся просто мостом в городе:
А вот и железнодорожный мост:
Семь палат - это вроде как развалины буддийских храмов. Причем они уже были в руинизированном состоянии в XVIII веке, так что ядерные испытания здесь не при чем.
Вагон № 7. Курчатов. Про великого советского физика у нас было уже несколько публикаций. Вот в честь него и назвали и город в Казахстане. Это и есть центр закрытого еще в 1991 году полигона.
В память о ядерном прошлом здесь возводится какой-то парк ядерных технологий.
Вагон № 8. Павлодар. Крупный город в Казахстане. меня же он привлек рассказом о том, что здесь когда-то был какой-то деревянный объект, связанный с железной дорогой. То ли школа, то ли сам вокзал. Он сгорит, сейчас вроде как что-то восстанавливают. Но фотографию я современного объекта не нашел. Раньше выглядел вроде бы вот так:
А еще одним достаточно знаковым зданием в городе является дом-шишка. Знаковость в том, что построили его из кирпичей взорванных церквей.
По легендарной версии считается, что название города в честь Павла I, который отправил войска отвоевывать Индию у англичан. Они дошли до этих мест, узнали версию о смерти Павла и повернули назад. По более официальной город был переименован Александром II в честь своего младшего сына.
Ну а дальше уже Омск с его кучей достопримечательностей, в том числе природных. А вот нижний участок Иртыша мы исследуем как-нибудь позднее. У нас же там еще явно будет Ханты-Мансийск, например. Так что до встречи на канале! Спасибо, что читаете!
P.S. Все статьи про фирменные / именные поезда можно посмотреть в подборке по ссылке ниже: