Больше всего мы жалеем о тех словах, которые так и не успели сказать. О тех поступках, которые не успели совершить. Мы можем годами прокручивать в голове сценарий того, как все было бы, если бы мы сделали то, что не успели сделать, но вернуть назад ничего уже нельзя. Самое страшное, если тот, кому ты не успел сказать самых главных слов, уже больше никогда их не услышит. Самое тяжелое – простить себя за то, что не смог или не успел сделать.
Оскар Шелл очень любил своего папу. Отец помогал ему изучать этот большой и сложный мир, без устали отвечая на тысячи «Почему?». Но однажды он не вернулся домой. И последнее, что он оставил после себя – несколько сообщений на автоответчике телефона. Он звонил домой из одной из башен-близнецов 11 сентября. В миг перед одной из самых страшных катастроф.
Роман Джонатана Фоера «Жутко громко и запредельно близко» – это история девятилетнего мальчика, который потерял отца во время теракта 11 сентября. Но это не только его история. Это история нескольких поколений его семьи, в каждом из которых кто-то переживал огромные потери и нес груз своих ошибок на протяжении всей жизни. Это история его случайных знакомых, каждый из которых может рассказать свою особенную историю. И это история целого мира, пережившего катастрофу. История всех, кто остался в живых и не успел чего-то сказать тем, кто погиб.
Отец и сын вместе часто разгадывали загадки. И после смерти папа оставляет Оскару еще одну загадку, которую тот решает обязательно разгадать. Пытаясь приблизиться к ответу, он словно становится ближе к отцу. И в то же время учится жить уже без него.
Это не детективная история, но моментами она читается как детектив. Ты вместе с главным героем ищешь разгадку тайны и находишь ее только в самом конце. Вначале ты с трудом понимаешь происходящее, мысли героев кажутся сумбурными. Но страница за страницей все становится понятнее. Сначала ты строишь теории, как все могло быть, а потом все вдруг встает на свои места, и ты видишь четкую картину.
Это пронзительная история, от чтения которой в горле стоит комок слез. Чем ближе к концу, чем яснее для тебя происходящее, тем тяжелее становится читать. Тебе жалко всех – Оскара, его отца, мать, бабушку, деда и всех других персонажей, каждый из которых вынужден переживать свою боль.
Конец истории во многом открытый. Возможно это даже хорошо. Ведь точка не оставляет поводов для размышлений. А многоточие позволяет придумать для всех героев свой финал. И мне хочется, чтобы он был для них счастливым.