Известно,что поселившись на берегах Дона и его притоков,казаки вели бесконечные сражения с турками, крымскими татарами , нагайцаии,которые не хотели отдавать эту землю казакам.Но, казаки сумели отстоять эту землю,экономически ее освоить и культурно обустроить.Эта земля тучно полита казачьей кровью.В суровых условиях борьбы преимущества для выживания получали физически выносливые,"сообразительные",расторопные личности ",а непрерывное военное противостояние казаков с гораздо более многочисленным противником из поколения в поколение закрепляло выработанные качества и способности.Адмирал Крюйс, который общался с казаками писал, что они " имеют много ума", шотландский учёный Кларк , побывавший на Дону в 1800 году находил у местных жителей "развитый ум".Даже Броневский,крайне негативно относившийся ко многим сторонам истории и жизни казаков, писал: "Казаки старинных времён жили с умом...казаки имеют ум тонкий,гибкий и оборотливый."Примером получившего "навычное" обучение может быть будущий генерал Яков Петрович Бакланов.Отец забрал его с собой на службу когда ему было 8лет.Он служил вместе с отцом в Бессарабии и Крыму.Конечно в боевых действиях он не участвовал,но вместе с казаками постигал всю военную науку,спал на земле,переправлялся через реки,стоял в холерных кордонах в Молдавии.Когда через 7 лет вернулся в свою Гугнинскую станицу.Он умел все: великолепно скакал на коне,владел всеми видами огнестрельного и холодного оружия, владел разговорными молдавским и турецким языками.Навычное обучение казаки получали и во время работы. Так, например, казаки усвоили все приемы рыбной ловли и охоты,веками накопленные в степи местными народами Особенностью рыбной ловли и охоты,было то,что казаки охотились и ловили рыбу промысловыми ватагами,коллективно.Древнейшими знаниями, которыми обладали казаки были знания по народной медицине.Их тоже можно отнести к навычным.Находясь постоянно в седле,постоянно на военной службе и на войне,казаки обладали знаниями по мануальной терапии,умению вправлять суставы и позвонки.Лечили не только вывихи, но всевозможные "срывы", "осклизы", "сбои" и другие увечья, которые неизменно сопутствовали военной жизни кавалеристов.Всегда находили, казака старшего возраста, который владел многими приемами костоправства. Так казаков гвардейских полков, стоявших в дворцовых караулах,через несколько часов неподвижного стояния в залах " валили в сани" и везли в казачьи бани вытаптывать затекшее тело на горячем полке.Сохранилось описание хирургических операций, сделанных казачьими лекарями.Свидетелем одной из таких операций был знаменитый русский врач Н.Пирогов.
Больного клали на свежевыструганные доски и давали стакан водки или маковый отвар.Раненое место, в данном случаи ногу обкладывалали льдом и перетягивалали на какое- то время жгутом, нога немела и теряла чувствительность.Врачеватель долго мыл руки и полоскал их водкой.Инструменты кипятили в солёной воде и проносили через пламя огня .Нож которым расширялась рана накалялся до красна и прижигал края разреза лекарь металлическими крюками выхватывал из раны пулю и раздробленные кости,затем зашивал края раны предварительно вложив туда снадобье и длинный конский волос. Если рана загнаится, то вся грязь выйдет по нему,если нет,то волос выпадет сам. Прооперированную ногу укладывали в специально выс труганные самшитовые лубки и забинтовывали. Великого хирурга удивило как слаженно действовали казаки и те кто оперировал,и те кто держал раненого и те кто непрерывно читал молитвы.После операции казаки не давали заснуть больному били в бубен и плясали до утра.Ампутации делали ещё быстрее и культю макали в кипящую смолу, чтобы спасти человека от гангрены.Чтобы выдержать такую операцию,надо было иметь здоровое сердце,дабы не умереть от болевого шока.
В станицах и хуторах проживало много травознаев, которые лечили людей с помощью трав,"но было несколько трав,которые знал каждый казак - главная из них "емшан"- степная полынь горькая как казачья судьба "Горький запах полыни символизировал тоску по родине.Есть красивая легенда о том как покинувший в детстве степи и отвыкший от них хан Кончак ни за что не хотел возвращаться в родные кочевья на Дону из роскошных долин Кавказа.И тогда дали ему полынь.Почувствовав ее запах, заплакал хан,затосковал о покинутых юртах своего народа и, бросив всё, вернулся на Дон.
Навычное обучение присутствовало и в обучении детей.Отец, дед, брат обучали казачонка всем видам воинского искусства С 3-5лет казачонка обучали верховой езде,стрелять учили с 7 лет, рубить шашкой с 10лет. Под его руку выковали шашку и пускали струю воды, которую он должен был рубить так, под таким углом, чтобы не было брызг и когда достигался такой эффект считались что рука поставлена, потом учили "рубить лозу", сидя на коновязе - на бревне и только потом на боевом коне.Игры были такими, которые обучали казачат воинскому искусству. Одной из любимых была игра пастухов " дзига" или кубарь.Специально изготавливали игрушку и на шпульку и на волчки и подхлестывли её кнутами. Условия были самыми разными: старались её не уронить, гоняли дзигу наперегонки. Эта игра развевала глазомер, реакцию, ловкость,выносливость,боевому умению обращаться с нагайкою. Каждый казачонок учился работать, перенимая мастерство от старших.Семилетний мальчик справлялся с лошадьми и волами, мог и запрячь и поставить в конюшню.Пахать на волах ему не хватало сил,но боронить,сгребать сено на лошадях было исключительно мальчишеским делом.