Найти тему

Как автоматизировать звуки в самостоятельной речи?

На связи Анна, хранитель знаний Федеративной Академии Дополнительного Образования и самого уютного клуба для родителей, логопедов и педагогов. Сегодня наш ведущий эксперт логопед - дефектолог ЛЮДМИЛА КОНОВАЛОВА поделится  интересной, но  не простой темой - Автоматизация звуков в самостоятельной речи. 

Итак, давайте представим себе такую ситуацию:

Ребенку 5 лет, без особенностей эмоционально волевой сферы, сидит и старательно выполняет упражнения за логопедом. Вначале он тянул звук, потом отстукивал слоги, смотря в зеркало повторял предложения. Устойчивая артикулема, сильный выдох, все задания на слух выполняет правильно. И лишь изредка произносит звук в самостоятельной речи. 

Как же так? Что же остается только развести руками? Конечно нет. Скорей всего причина такова: ребенку уже на стадии словосочетаний надоело участвовать в процессе, и он стал механически повторять за педагогом все что нужно. Феномен кабинетной речи?  Нет. Недостаточное вовлечения в процесс (произвольности), автоматизации вне стен кабинета и контроля. 

Рассмотрим еще один пример:

Ребенку 6 лет, постановка звука «Р». Старается, но процесс автоматизации идет медленно, звук то хорошо произносит, то теряется. Людмила обратилась к ребенку: «Понимаешь, это самый тяжелый звук, без твоей помощи мне не справится.» Ребенок ответил «Нет, это звук простой, вот этот сложный». Принес алфавит и показал мне букву Р. «Мы именно этот звук с тобой и учим». Я услышала в ответ радостное «Аааа». И дело сдвинулось с мертвой точки.

Причина: у ребенка было нарушение фонематического анализа.  Не было проблем с мотивацией и познавательной активностью. А вот с пониманием «значимости» звука возникли проблемы.

Что поможет избежать или минимизировать такие ситуации? Фиксируйте:

  • Сделайте звук «живым». 

На этапе автоматизации, работайте с произвольным вниманием. Упражнения «найди ошибку» в произносимых педагогом предложениях, словах, стихах. Сделайте лабиринт из знакомых ребенку картинок с изучаемым звуком, возьмите фигурку. Фигурка может передвигаться, если ребенок правильно называет звук. Ищите в «волшебном мешке» фигурки, в названии которых есть автоматизированный звук. Говорите неправильно, пусть ребенок вас исправляет.

  • Работайте  с родителями. 

Необходимо объяснить родителям необходимость выполнения домашних заданий. Слова и словосочетания можно произносить, например, при поездке в машине, прыгая по детской площадке, играя с мячом и просто гуляя.

  • На первых этапах автоматизации звука, выбирайте знакомые, но не высокочастотные слова. Избавится от привычки неправильно произносить слово - непростая задача.

  • Обратите внимание.

Ребенок в возрасте 4 лет в чужой речи способен контролировать все звуки родного языка. В чужой, но не в своей. До 6-7 лет дети не обращают внимание на качество своей речи, именно по этой причине они сердятся, если их не понимают. В 6-7 лет, ребенок будет себя контролировать при условиях высокой мотивации и при помощи взрослого. 

А значит можно договориться:

• Давай играть в игру «5 минут правильного звука»

• Когда играем в игры логопеда, речь должна быть четкой

• Когда читаем книгу, следим за нужным звуком

• Когда разговариваем с бабушкой, следим за чистой речью и тд.

Еще минуточку внимания! Поговорим о ситуации, когда ребенок произносит четко звук только с педагогом и отказывается произносить правильно слова с другими участниками образовательного процесса. Такая  проблема возникает, если ребенок произносит звук опираясь не на слуховое восприятие, а на ваше произношение, на ваш артикуляционный уклад. 

Тогда включаем в работу упражнения:

  • Формирование фонематического анализа. Определяем положение звука в словах, составляем из букв/звуков слова, решаем анаграммы.
  • Произносим слова перед зеркалом
  • Знакомим ребенка с буквой, произносим слова с опорой на букву.

Наши дорогие  читатели, напоминаю, что на нашем портале записан семинар, посвященный данной теме, где мы подробно разобрали сложности возникающие на данном этапе работы. Для перехода на наш портал нажмите здесь.