Найти тему
Лабиринт

Историк, смотревший в будущее: как Кир Булычев достиг успеха в науке и литературе

Кир Булычев писал бестселлеры во времена, когда это слово в нашей стране еще не использовали. Игорь Можейко защищал диссертации (кандидатскую — по истории Мьянмы, докторскую — по буддизму) и работал научным сотрудником Института востоковедения. Эти параллельные жизни пересеклись в 1982 году, когда одна из газет случайно раскрыла тщательно скрываемую писателем тайну.

На вопрос о том, как же он столько лет совмещает науку и литературу, Игорь Всеволодович отвечал:

«А я их не совмещаю — просто живу ими одновременно. И наука, и литература для меня — не хобби, не развлечение, а равнозначные виды деятельности, друг другу они не мешают. Даже помогают: история — научная дисциплина, которая основана на реальных фактах и не допускает никакого отклонения от них, никакой вольности в обращении с документально зафиксированными событиями; фантастика же невозможна без такой «вольности». Точка «схода» истории и фантастики для меня — человек, его прошлое, настоящее и будущее. В конечном итоге и эпохальные события, и приключения в вымышленном мире интересны нам по одной причине: как они влияют на судьбу человека».

Так или иначе, но в какой-то момент он начал сводить эти два мира в одном тексте. Даже Алиса стала путешествовать по страницам истории:

«Мне хотелось бы, чтобы эти книги были не только интересными, но и полезными. Я пока написал три книги такого рода: "Древние тайны", "Пашка-троглодит" и "Чулан Синей бороды". А сейчас я кончаю четвертую и пока последнюю книгу, которая будет называться "Драконозавр"».

Разумеется, приключения Алисы в средних веках не стали последней исторической повестью Булычева о девочке с Земли. В повести «Алиса и крестоносцы» Алиса Селезнева вместе со своими друзьями отправляется на машине времени в средневековый Иерусалим во времена крестоносцев, где ребят ожидают опасные приключения и встречи с реально существовавшими историческими героями.

Возможно, не всегда персонажи книг писателя целиком и полностью похожи на своих исторических прототипов (например, Ричард III), однако свою главную задачу — заинтересовать читателя не только иными планетами, но и другими эпохами, они выполняют полностью.

Кир Булычев. Принцы в башне
Кир Булычев. Принцы в башне

Для более старшего возраста Кир Булычев создал серию, в центре которой находится история XX века.  «В «Реке Хронос» сюжет — это не сюжет, а попытка в принципе увидеть наш век глазами молодых людей, которые остаются молодыми,» — говорил он, называя цикл главным трудом своей жизни.

Действие первой части истории начинается в еще спокойном 1913 году. Андрей Берестов и его невеста Лидия Иваницкая получают в наследство прибор, способный перемещать своего обладателя во времени. Из-за ошибочного обвинения в убийстве молодые люди решают бежать в будущее. Вот только попадают в его разные варианты: Андрей в «основной поток», а Лида в«ответвление», где ее жених погиб за полгода до появления девушки... К сожалению, серия осталась незавершенной.

Любопытно, что историком Игорь Можейко стал не сразу. В аспирантуру Института востоковедения его привели два года работы переводчиком в Бирме (нынешней Мьянме — государстве в Юго-Восточной Азии). Этот опыт жизни в экзотической стране нашел отражение в творчестве писателя. Например, на фоне англо-бирманского противостояния XIX века разворачивается действие романа «Зеркало зла» об агенте ИнтерГалактической полиции Коре Орват. Для подростков была написана повесть «Меч генерала Бандулы», в которой компания юных героев ищет сокровища национального героя Мьянмы.

Создавал писатель и чисто документальные книги. Высоко оцениваемый им самим труд «1185 год» разворачивает перед нами детальную панораму истории Азии и Европы конца XII века. Взяв за отправную точку год, описанный в «Слове о полку Игореве», автор погружает читателя в мир, богатый бурными событиями и яркими личностями. Он движется как бы по Великому шелковому пути, показывая жизнь целых народов и отдельных людей, не знавших друг друга и одновременно связанных незримыми нитями торговых и культурных контактов.

Знатоком архитектуры и искусства предстает перед нами автор и в книге «7 и 37 чудес». Точность описания памятников культуры различных времен и цивилизаций — от Древнего Египта до Китая — прекрасно сочетается с увлекательными путевыми заметками человека, видевшего многое из описываемого своими глазами.

Занятно, что сам Можейко критически относился к себе, утверждая:

«В востоковедении я — ноль. Зато я число знаковое в фалеристике, где тоже написал немало трудов, и в которой я знающий человек, а в некоторых разделах знающий больше всех в мире».

И.В.Всеволодов (так часто подписывал монографии в этой области писатель) создал классификацию должностных знаков — официальных атрибутов государственных служащих Российской империи. А детальный каталог, созданный им в соавторстве, является настолько исчерпывающим, что принят фалеристическим сообществом России в качестве стандарта.

Говоря об Игоре Можейко, очень хочется вспомнить расхожую фразу «Талантливый человек талантлив во всем». Она придется как нельзя кстати. Известный писатель прожил долгую и насыщенную творческую жизнь, оставив нам несколько сотен своих произведений: фантастических романов и рассказов, сценариев, исторических повестей, трудов по востоковедению и фалеристике, а также множество стихов и рисунков. Спасибо, дорогой мэтр, что вы были! И, скажем честно, нам вас не хватает...

👉🏻 Подписывайтесь на наш канал, чтобы иметь книжные рекомендации на любой случай!