Найти тему
Рисую в 50

Наш сложный мир. Злободневные работы мастера карикатуры Патрика Шаппатта

Оглавление

Патрик Шаппатт является одним из ведущих политических карикатуристов в мире. Он начал плотно работать в этом жанре с 2001 года, и за четверть века не было ни одного значимого события, которое прошло бы мимо его внимания. В странах меняются президенты и премьер-министры, земной шарик, и без того значительно перегревшийся из-за изменения климата, регулярно сотрясают глобальные проблемы, конфликты и катаклизмы, а Патрик остаётся по-прежнему верен себе. Он всё так же держит нос по ветру, считая главным своим оружием острый сатирический рисунок, а преимуществом — возможность свободно выражать мысли. Ни один из ныне здравствующих мировых лидеров не вызывает у него пиетета, но больше всех достаётся на орехи Дональду Трампу. В отношении него Шаппатт уже вдоволь поупражнялся в самом ядовитом сарказме. Сейчас, когда покрытый автозагаром кандидат включился в борьбу за президентский пост и имеет хорошие шансы вернуться в Белый дом, карикатурист снова наставляет на него свой карандаш и потирает руки в ожидании новых тем.

Карикатурами старался произвести впечатление на отца

Патрик Шаппатт родился в 1967 году в Карачи (Пакистан) в смешанной семье: его матерью стала ливанка, а отцом — швейцарец. Семья несколько лет прожила в Сингапуре, прежде чем обосновалась в Женеве. Когда Патрика спрашивают о том, почему подданный Швейцарии решил делать карьеру с расчётом на американскую аудиторию, он отвечает, что это была смесь обстоятельств и слепого случая. Он умел рисовать и всегда живо интересовался политикой. Ему нравилось, что с помощью смешного и язвительного рисунка можно не только привлечь внимание читателей к той или иной проблеме, но и прокомментировать практически любое событие.

Как-то Шаппатт-старший подписался на журнал «Newsweek», в котором печатались работы лучших карикатуристов мира. Патрик признаётся, что ему очень хотелось произвести впечатление на отца, которого он глубоко уважал. И это ему удалось сделать, когда на страницах издания появились его собственные рисунки.

Карьера быстро пошла в гору в 2001 году, когда работы Шаппатта начала публиковать газета «International Herald Tribune» (сейчас она входит в медиа-холдинг The New York Times Company и фактически представляет собой международную версию NYT, распространяемую более чем в 180 странах).

Его карикатуры для «International Herald Tribune» были включены в пять книг, опубликованных газетой. Последний его сборник из этой серии, получивший название «Стресс-тест», вышел в 2012 году. Свой успех и востребованность Патрик объясняет тем, что всегда придерживается одного и того же подхода: политическая карикатура должна быть простой по форме и сложной по содержанию. Но чтобы из раза в раз следовать выработанному правилу, пришлось полностью погрузиться в мир политики и досконально его изучить.

«Я всё прокручиваю и прокручиваю в голове очередную тему, чтобы найти начало — то, от чего смогу оттолкнуться, — раскрывает Патрик Шаппатт секреты своей творческой «кухни». — Иногда ключ даёт какое-нибудь слово, иногда — образ».

Чтобы уловить нерв очередной актуальной темы и задеть читателей газеты за живое, требуется, по мнению художника, хорошо развитая интуиция, которую многие его коллеги по цеху называют «чуйкой». Удачная карикатура всегда ёмкая и понятная. Она нацелена на то, чтобы мгновенно зацепить взгляд и пробудить определённые ассоциации с персонами и событиями. Все содержащиеся в ней аллюзии должны лежать если не на поверхности, то, по крайней мере, не слишком глубоко, чтобы не превратиться в ребус.

У хорошего шоколада и мировой политики горький вкус

Патрик Шаппатт одинаково сильно любит горький швейцарский шоколад и хитросплетения мировой политики. В разгар своей карьеры он выпускал от 12 до 15 политических карикатур в месяц для «International Herald Tribune».

Сегодня, сотрудничая со СМИ, он, как и прежде, находится в прямом контакте с отделами новостей. Патрик каждый раз делает несколько эскизов, которые отправляет не только главному редактору, но и группе сотрудников, чтобы они могли проголосовать за понравившийся вариант. Если реакция вялая, эскиз выбрасывается в корзину: это значит, что работа окажется проходной и «не выстрелит».

Доля провокации в карикатуре только приветствуется, потому что это именно тот триггер, который побуждает аудиторию думать. А это в наш век информационных технологий и клипового мышления очень важно. По словам Патрика, «карикатура не обязательно должна отражать редакционную линию газеты, иногда полезен и контрапункт».

«Как отличить тонкую карикатуру от неоправданно провокационной? По моему мнению, хорошая карикатура должна быть одновременно многоплановой, забавной и содержать оригинальный, впечатляющий комментарий. Это лучший способ увидеть, есть в ней морализаторство или нет. Я всегда говорю себе, что должен суметь объяснить и оправдать свой рисунок, если вдруг окажусь лицом к лицу с его «жертвой». Вот это и отличает свободный юмор», — говорит карикатурист.

Политическая повестка меняется часто — в отличие от людей

Политические карикатуристы редко позволяет себе роскошь быть независимым. В современном мире обычно преуспевают те из них, кто придерживается официального курса правящих элит. Так гораздо спокойнее и выгоднее. Но Патрик Шаппатт выделяется на фоне большинства своих коллег тем, что пытается отражать не чью-то точку зрения, а свою собственную.

Как уже упоминалось, Патрик не любит политиков и часто с удовольствием высмеивает их, невзирая на тот вес, которые они имеют в мире. У него много работ, касающихся проблем в разных регионах земного шара. И в то же время он автор едких карикатур на всех ведущих мировых лидеров, который имеет собственное мнение на грядущее предвыборное противостояние Байдена и Трампа.

Возвращения последнего в президентское кресло Шаппатт не хочет, поскольку считает, что тот является настолько лживым и изворотливым, что это слишком даже для американского политика. Кроме того, Трамп, по мнению карикатуриста, в случае избрания будет представлять реальную угрозу для свободы слова. Шаппатт убеждён: там, где появляется цензура, хорошему карикатуристу нечего делать.

«Популист Трамп представляет собой весьма подвижную цель, которую трудно идентифицировать, — уверен карикатурист. — Кажется, не имеет значения, за него вы или против, он всё использует в своих интересах. Он что-то вроде трёхмерного проявления нашего нарциссического мира. Частью его стратегии является то, что высмеивать можно почти всё, даже законы».

Так, например, в 2019 году «New York Times» прекратила публикацию карикатур из-за скандала, вызванного творчеством португальца Антонио Морейры. Автор изобразил Дональда Трампа с еврейской ермолкой на голове, который вёл на поводке своего пса — премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху в ошейнике со звездой Давида.

Та самая скандальная карикатура португальского автора
Та самая скандальная карикатура португальского автора
«Это стало ужасным сигналом всему миру, — считает Патрик Шаппатт. — Я провёл двадцать лет, делая карикатуры для «International Herald Tribune», которая перешла во владение «New York Times». За это время никто не жаловался. Но потом произошло вот это. Можно было подумать, что NYT будет хорошо подготовлена ​​к тому, чтобы противостоять нападению, но она сдалась. В эпоху Трампа, когда нам сатира была нужна больше, чем когда-либо, эта газета стала избегать политических карикатур. Я считаю, что это был акт превентивной самоцензуры, как будто ответственные лица сказали: «Чтобы в будущем у нас не было сложных дискуссий, давайте вообще избегать карикатур».

В октябре 2022 года Патрику Шаппатту была присвоена степень почётного доктора Швейцарской федеральной технологической школы EPFL. Он трижды (в 2011-м, 2015-м и 2018 годах) получал награду Зарубежного пресс-клуба за лучшую карикатуру на международную тему (ранее премия Томаса Наста). Примечательно, что он стал первым неамериканцем, который был удостоен этой престижной награды.

«В нашем сумасшедшем мире карикатура нужна как никогда, — подчёркивает он. — Нам всем необходим юмор, ведь если политическое давление объединяется с политкорректностью, свобода слова погибает».

Сейчас Шаппатт продолжает сотрудничать с ведущими мировыми изданиями. Он убеждённый пацифист, и одну из целей своего творчества видит в том, чтобы карикатуры не только освещали текущие события в мире, но и оказывали влияние на общественное мнение, способствуя началу диалога в охваченных конфликтами странах.