После обзора литературных страданий ведьмака, следует подробно коснуться и игровых, поскольку компания CD PROJEKT ни дня не сидела сложа руки.
Например, в том же 2007 году одновременно с основной игрой Ведьмак, вышла скромная Ведьмак: Багровый след (The Witcher: Crimson Trail, польск Wiedźmin: Krwawy Szlak), - игра для мобильных телефонов, разработанная Breakpoint и изданная Hands-On Mobile по лицензии CD PROJEKT RED. К настоящему времени она, естественно давным-давно устарела и благополучно забыта, тем не менее, вот, когда-то существовало и такое.
В 2008 году выпускали браузерную The Witcher: Versus, которая ни шатко ни валко продержалась аж целых три года перед окончательным закрытием.
Думаю, причины, по которым большинство даже не знает о существовании этих игр вполне понятна, да и для развития истории самого Ведьмиленда они ничего не несли.
В те же годы появилась настольная карточная игра на основе игры Ведьмак - Wiedźmin: Przygodowa Gra Karciana (Карточная игра «Ведьмак: Приключения»).
Кроме того, как я уже упоминала в другой статье, уже к первой игре Ведьмак выходили дополнения, в том числе фанатские, которые тоже нынче включены в золотое издание. Однако 2 из 7 – шуточные (The wedding и Merry Witchmas), еще 4 представляют собой обычные побочные квесты, и только «Цена нейтралитета» интересна с точки зрения канона.
Хотя, надо отдать должное, - в конце прохождения этого DLC сказано, что о княжне Дейдре и обстоятельствах появления шрама у Эскеля ведьмаки больше никогда не говорили между собой, и эти события действительно никогда не упоминались в последующих играх. Лишь одно замечание в диалогах в Каэр Морхене в «Дикой Охоте» можно считать намеком в ту сторону, но, как говорится, это не точно.
Затем наступило относительное затишье. Вышла игра «Ведьмак:Убийцы королей», которая никаких дополнений не получила, зато в 2014 году свет увидел «Ведьмак: Приключенческая игра» (ориг. The Witcher Adventure Game)
Это настольная игра, разработанная Ignacy Trzewiczek и изданная Fantasy Flight Games по мотивам вселенной Ведьмака. Персонажи - Геральт из Ривии, Лютик, Трисс Меригольд и Ярпен Зигрин. Она также была выпущена и в цифровом формате для ПК и iPad, однако не могу сказать, насколько она популярна.
2015 – 2016 года можно считать неким рубежом, поскольку с одной стороны, история Геральта получила свое логическое завершение в «Дикой Охоте» и его потрясающих дополнениях (особенно «Кровь и вино» 2016 года), а вот игроделов натурально понесло галопом.
Некоторые эксперименты CD PROJEKT с формами, конечно, любопытны с точки зрения историзма, но не более.
Например, существовала такая игра, как The Witcher Battle Arena — бесплатная многопользовательская онлайн-игра на боевой арене (MOBA), разработанная и изданная CD Projekt Red в том же 2015 году. Игра, мягко сказать, не взлетела из-за существенных недостатков.
Или вот с 2021 по 2023 год существовал Ведьмак: Охотник на чудовищ (ориг. The Witcher: Monster Slayer) — бесплатная ролевая игра с дополненной реальностью для мобильных устройств, разработанная и выпущенная компанией Spokko, CD Projekt Capital Group. Как вы понимаете, о популярности ее тоже говорить не приходится, а тем более о том, какое влияние игра формата покемон-гоу могла оказать на развитие Ведьмиленда.
Чего не скажешь о карточных играх, и в этом отношении Гвинт тоже можно считать феноменом. Эти игры не только популярны, хорошо проработаны, но и содержат массу побочной информации о персонажах и мире, поэтому нет-нет да и возникает вопрос, - а насколько их можно считать каноном?
В первую очередь не по хронологии, а по значению следует отметить игру Кровная вражда: Ведьмак. Истории (ориг. Thronebreaker: The Witcher Tales), 2018г.
Игра имеет довольно оригинальный формат, - ГГ передвигается по карте, решает стратегические задачи и вступает в сражения, которые проходят в виде карточного поединка, параллельно развивается сюжет и истории персонажей.
Даже для того, кто не интересуется и не любит гвинт (вроде меня), игра интересна тем, что действие происходит летом 1267 года во время Второй Северной войны и охватывает события от лица королевы Мевы. Это действительно полностью новая глава из истории Ведьмиленда, точнее более подробный взгляд на уже известные события.
Они затронут как новых персонажей, вроде скоя*таэля Эльдайна, так и хорошо знакомых, но эпизодических в основной саге – Черная Райла, Эйк из Денесле, и даже сама Эвдора Брекенриггс, страстная любовь Золтана Хивая! Ну и нельзя не упомянуть знаменательный момент посвящения Геральта в рыцари после битвы на мосту.
Игра занимает 5 полноценных глав плюс эпилог, и можно честно отметить, что помимо этих карточных сражений, разработчикам удалось создать полноценное крепкое сюжетное повествование, которое невероятно тонко вписано в зазоры основной книжной саги и с события игр.
Я бы приводила ее в пример того, как нужно работать с адаптациями, сиквелами-приквелами и прочими вбоквелами. Именно за счет проработки персонажей, выборов и их последствий. Например, Райла, - ты не сомневаешься, что вот именно этим и именно там она и занималась между встречей с магичками в Горс Велене и тем моментом, когда до нее Риордаин с командой добрался. Или в Аэдирне у Эльдайна находишь письмо Фэнгиля о том, что нужно присоединяться к Иорвету, а ведь в книгах бригаду Иорвета разбили реданцы, у которых отсиживался король Демавенд, в результате чего Эхель Трайгльтан, иорветовский командир оказался в Дракенборге… О! Нет слов.
Оргазм для задрота
Однако, все хорошо в меру. Помимо «Кровной вражды», в распоряжении игроков имеются:
- Ведьмак: Настольная ролевая игра (ориг. The Witcher Role-Playing Game, 2018 г)
- Гвинт: Ведьмак. Карточная Игра (ориг. GWINT: Wiedźmińska Gra Karciana, так же 2018 г.) — компьютерная и мобильная коллекционная карточная игра по вселенной «Ведьмак», разработанная CD Projekt RED и распространяемая по модели free-to-play. Дополнение «Гвинт: Маг-Отступник (ориг. Gwent: Rogue Mage) - 2022 год.
Главная проблема тут в том, что если вы не готовы играть в гвинт ради гвинта, не увлекаетесь настолками и не готовы выкладывать деньги за их дополнения, коих уже три - «Дневник охотника на чудовищ», «Книга сказок», «Том хаоса», - то довольно большой пласт информации однозначно проплывет мимо. А открывая Ведьмак-вики вы будете с огромным удивлением видеть отредактированные статьи.
Потому как, простите за грубость, с этими играми разрабов понесло, как кобылу в щавель. Подробности про школы ведьмаков, испытания, историю, да хоть любовные переживания мага Альзура? Пожалуйте в карточную игру. Так «Дневник охотника на чудовищ» - это история одного из первых ведьмаков Эрланда из Ларвика, по совместительству основателя Школы Грифона. Или новая биография Францески Финдабаир, о которой я тоже писала – пожалуйте в Гвинт. Не хотите? Ну, как говорится, наше дело предложить, - ваше дело отказаться.
Складывается впечатление, что на волне бешенной популярности, CD Projekt RED тоже накрыло головокружение от успехов, хотя, нужно отдать должное – они действуют грамотнее и решили взять в разработку те моменты, по которым пан Сапковский прошелся буквально парой слов. Однако это процесс не только сложный, но и ответственный. Между тем, в уже изданных историях хватает тревожных звоночков и просто противоречий, так что тенденции развития Ведьмиленда внушают опасения.
Мы в режиме реального времени видим, как бабло раз за разом побеждает разумное, доброе, вечное. А между тем, CD Projekt RED уже не побоялись запомоиться, - 14 декабря 2022 года в игре «Дикая охота» вышло обновление, в которое в том числе добавили нильфгаардскую броню и моды на внешность ГГ из сериала от Нетфликс. Вдумайтесь, первый сезон сериала вышел в 2019 г, мискаст и доспехи не обругал только слепоглухонемой… И ладно бы Проджекты тонко высмеяли эти вещи, как они умеют, но нет, они просто запилили это как вариант обновления.
То есть вы тоже свою же интеллектуальную собственность, свое достояние и свой труд цените только по уровню бабла? Тогда ничего удивительного, что каменный цветок больше не выходит у Данилы-мастера. В нем главное потерялось.
В этом ключе, интересно будет взглянуть на обещанную новую игру.