Найти в Дзене
Москва, любовь моя

Древнейший храм Кремля, в котором венчался Лев Толстой

В этой маленькой церкви - древнейшей церкви Кремля, древнее только подклет Благовещенского собора - венчались когда-то отставной поручик граф Лев Николаевич Толстой и Софья Андреевна Берс. Построена церковь Рождества Пресвятой Богородицы на Сенях задолго до этого события: строительство началось в 1393, в тринадцатую годовщину Куликовской битвы, по повелению Великой княгини Евдокии Дмитриевны, вдовы Дмитрия Донского, на том самом месте, где она провожала мужа на Куликово поле.

Храм посвящён празднику Рождества Пресвятой Богородицы, который по церковному календарю совпадал с датой Куликовской битвы.

Строительство было закончено уже через год, в 1394. Четырёхстолпный храм из белого камня внутри был расписан Феофаном Греком и Симеоном Чёрным в 1395. Лепной декор и изразцовые печи выполнены в старинном русском стиле. Серебряный иконостас - уже гораздо позднее - выполнен по проекту Константина Тона, пред ним и венчались Толстые.

Сегодня храм входит в состав комплекса Большого Кремлёвского дворца и расположен точно по оси Теремного дворца. А первоначально он был отдельно стоящим храмом, соединённым с сенями прежнего дворца переходом - отсюда и название "что у Богородицы на сенях".

-2

Сейчас храм не действует. Доступа в него нет. Его и увидеть-то трудно. У него нет стен как таковых. Когда К.А.Тоном строился Большой Кремлёвский дворец (в 1838–1849 годах по распоряжению императора Николая I), Рождественская церковь целиком оказалась обстроена его стенами. Крестный ход вокруг храма перед Пасхальной заутреней совершался по узким дворцовым коридорам. Видна лишь золочёная глава на фоне дворца (она, кстати, не такая древняя, как сам храм, относится к 17 веку, а от старинной постройки Евдокии Дмитриевны остались лишь стены).

Если смотреть с Манежной улицы, то церковь (вернее, её золотой купол, барабан которого украшен аркатурно-колончатым поясом и килевидными кокошниками) видна издалека сквозь ветви деревьев (и только зимой, пока нет листвы):

-3

Если войти на территорию Кремля к Оружейной палате и заглянуть во внутренний двор Большого Кремлёвского дворца, то можно увидеть золотой купол и барабан с другой стороны:

Правда, увидеть эту красоту можно только через забор, потому что в Большой Кремлёвский дворец сейчас доступа нет.

Лев Толстой и Софья Берс венчались в этом храме, перед серебряным иконостасом, выполненным по проекту Константина Тона.

-5

Почему венчание проходило в Кремле, в придворной церкви? Дело в том, что отец Софьи, Андрей Евстафьевич Берс, был придворным врачом императора Александра II и имел квартиру в Кремле, небольшую и скромную, где жил со своей семьёй. В семье было три дочери. Софья была средней. Лев Николаевич приезжал часто, и все ожидали, что он посватается к старшей дочери, Лизе. Но он сделал предложение Софье. Венчание состоялось уже через месяц, 23 сентября 1862. Ему было 34, ей 18. Сохранились их свадебные вещи - свечи, перчатки Софьи Андреевны, веночек:

-6

Они стали экспонатами музея Л.Н. Толстого на Пречистенке.

-7

Лев Николаевич и Софья Андреевна прожили вместе 48 лет. Посвятив свою жизнь воспитанию детей, заботам о муже, решению крестьянских проблем, Софья Андреевна забыла о себе, о светской жизни, к которой привыкла. Она родила 13 детей, самого младшего сына - уже когда ей было далеко за 50. Ухаживала за детьми сама: кормила, пеленала, гуляла, лечила. Вела хозяйство, управляла имением. Экономила на всём. Сама шила рубашки, стегала одеяла, штопала носки. Заменяла повара, когда тот был пьян. А по ночам вычитывала рукописи и по несколько раз переписывала от руки объёмные романы своего великого мужа:

Сейчас 2 часа ночи, я всё переписывала. Ужасно скучная и тяжёлая работа, потому что, наверное, то, что написано мною сегодня, — завтра всё перечеркнётся и будет переписано Львом Николаевичем вновь. Какое у него терпение и трудолюбие — это поразительно!
15 июля 1897 года

Их брак не был счастливым: Л.Н. Толстой сделал для этого всё. Духовные поиски были для него важнее, да и не было у него семейного опыта, не было примера родителей, которых он лишился очень рано. Счастливыми были лишь их первые годы. И древний кремлёвский храм был свидетелем этого счастья. Он помнит влюблённого отставного поручика Льва Толстого и его молодую невесту, совсем ещё девочку.

Помнит он также и Великую княгиню Евдокию Дмитриевну, которая на этом самом месте провожала мужа на Куликово поле.

Что ещё повидали за долгие годы эти древние стены, какие тайны они хранят? Этого мы, наверное, никогда не узнаем.