Найти тему
Живопись

Викторина: великие художники и их великие критики

Винсент ван Гог, «Звёздная ночь», 1889, холст, масло, 73,7 × 92,1 см, Музей современного искусства, Нью-Йорк
Винсент ван Гог, «Звёздная ночь», 1889, холст, масло, 73,7 × 92,1 см, Музей современного искусства, Нью-Йорк

Per aspera ad astra. Через тернии к звёздам. От критика — к мастеру.

Сегодня обойдёмся без долгих вступлений, дорогой читатель. Мы приглашаем Вас порассуждать о критике, с которой сталкивались великие живописцы разных эпох, стран и культур. А заодно, опираясь на сведения об этой самой критике, постараться угадать, кого же так страстно и убеждённо подвергали обструкции именитые современники. Надеемся, данный формат полустатьи-полувикторины Вам понравится. Если наша надежда оправдается, продолжим создавать для Вас такие же материалы. Или даже лучше. 😅 Приятного Вам прочтения и удачного испытания эрудиции и логики, дорогой читатель!

1. Господин Репин умел быть суровым критиком. Подчас — беспощадным. Однажды, увидев портрет прославленной французской (ранее — русской) балерины, созданный его бывшим учеником N, Илья Ефимович изволил совершеннейше разгневаться. И заявить, что, дескать лицезреет не живую женщину, а её неживое тело, покрытое, к тому же, слоем инородного материала. Не иначе как путём электролиза!

«Портрет Иды Рубинштейн»,1910, фрагмент, холст, темпера, уголь, Санкт-Петербург, Русский музей
«Портрет Иды Рубинштейн»,1910, фрагмент, холст, темпера, уголь, Санкт-Петербург, Русский музей

Разглядеть нотки монументальности и символизма, роднившие картину N с древними египетскими фресками, великий либо не смог, либо не захотел. К счастью, негативный отзыв маэстро не смог повлиять на дальнейшую судьбу картины. И сегодня, любуясь признанным шедевром позднего творческого периода художника N, почти никто (за исключением профильных специалистов) уже не вспоминает нелестные слова Репина в его адрес.

2. Сегодня художника Антонио Паламино величают «испанским Вазари». Причём делают это вполне заслуженно. Ибо монография сеньора Паламино, содержащая жизнеописания мастеров золотого века испанской живописи, является бесценным памятником истории, проливающим свет на многие тайны ушедшей эпохи.

Кроме того, отец-основатель пиренейского искусствоведения был востребованным практикующим мастером барокко. Декорировал личные покои королевы, расписывал плафоны столичной ратуши. И пусть его двухтомные изыскания в области теории и практики живописи не вызвали ажиотажа среди просвещённой публики, авторитет господина Асискло Антонио Паломино де Кастро и Веласко среди коллег по творческому цеху всё же был чрезвычайно высок...

«Магдалена кающаяся», 1576—1579, холст, масло, 107,9 x 101,4 см, Вустерский музей искусств Вустер, США
«Магдалена кающаяся», 1576—1579, холст, масло, 107,9 x 101,4 см, Вустерский музей искусств Вустер, США

Тем более поразительным является тот факт, что в творчестве художника N данный компетентный господин, вроде как шедший в ногу со временем, усматривал сплошные минусы и недостатки. «Отвратительные тона», «кошмарная графика», «бессодержательность и бессмыслица композиций» —когда речь заходила об N, господин Паломино не скупился на эпитеты... Интересно, как бы он отреагировал на новости о том, что именно N суждено будет стать ярчайшей из звёзд позднего Ренессанса? Суждено будет примирить византийскую духовную традицию и западный маньеризм, а в далёком XX веке обратиться в культовую фигуру течения экспрессионистов.

Примечательный факт: свою жизнь Антонио Паломино окончил смиренным священником. Сегодня его живописное творчество мало кто помнит и ценит. Зато картины N украшают стены лучших музеев мира.

3. Художник, опередивший своё время. Выдающийся мастер романтического пейзажа. Гений поэтического стиля. Виртуоз акварели. Позже — предтеча французских импрессионистов. Таким художника N знает и любит современный ценитель живописи.

А вот современники были куда менее благосклонны к творчеству этого мастера. Особенно после того, как он презрел вкусы подавляющего большинства соотечественников и стал удаляться от «мэйнстрима» сентиментального реализма, экспериментируя с броскими цветами и дерзкими формами. Благодаря записям Марка Твена до наших дней дошло критическое высказывание одного маститого журналиста, решившего выступить в роли знатока живописи. Полотно «Невольничье судно» кисти N этот господин сравнил с результатом беснования разноцветной кошки, забравшейся в тарелку с помидорами.

«Невольничье судно», 1840, холст, масло. 90,8 х 122,5 см, Музей изящных искусств, Бостон, США
«Невольничье судно», 1840, холст, масло. 90,8 х 122,5 см, Музей изящных искусств, Бостон, США

Сложно спорить: кричащие краски и хлёсткие мазки оставляют весьма специфическое впечатление. Реалистичность соседствует с абстракцией, достоверность — с гиперболизацией, а многие дотоле нерушимые правила классической живописи попраны автором исключительно драматического эффекта ради. Однако всё становится на свои места, если знать истинную подоплёку сюжета этой работы. Ведь на совести экипажа корабля, что изображён на картине художника N, числится полторы сотни загубленных жизней. Во время шторма, спасая себя, английские моряки без тени колебаний бросали за борт связанных по рукам и ногам африканских невольников, которых везли из Ганы на Ямайку. А впоследствии ливерпульская фирма, владевшая тем кораблём и промышлявшая торговлей людьми, ещё и ухитрилась получить за жизни африканцев солидное страховое возмещение. Доказав в суде, что злодеяние её работников было не чем иным как «непреднамеренной потерей груза».

Вот и рассудите, дорогой читатель, чего же всё-таки больше в той критической статье известного репортёра, писавшего про кошку и помидоры: попытки выразить собственное компетентное мнение или хорошо оплаченного интереса англосаксонской элиты, стремившейся заретушировать кошмарный эпизод из собственной истории, о котором посмел напомнить своей аудитории художник N.

4. Сеньор Пьетро Аретино был, что называется, «лидером мнений» своей эпохи. Гением сатиры, мастером критики, виртуозом памфлета, драматургом от Бога. Народная молва не скупилась на похвалы, величая его «бичевателем монархов» за острый ум и бескомпромиссное перо. «Он прародитель современной журналистики» — вторят им сегодняшние публицисты, славя широту мышления и острый юмор героя. Словом, быть в восторге от господина Аретино было модно полтысячи лет назад и модно до сих пор.

И всё же мы позволим себе усомниться в том, что этот любимец публики был свободен от стереотипов. Складывал мнение большинства, а не шёл за ним вслед. Руководствовался мотивами людей, их качествами и достижениями, а не догматичными представлениями о жизни и мире, умело фрондируя на публику...

«Успение Девы Марии», 1605-1606, холст, масло, 369 х 245 см, Лувр, Париж, Франция
«Успение Девы Марии», 1605-1606, холст, масло, 369 х 245 см, Лувр, Париж, Франция

Однажды Аретино в пух и прах раскритиковал творение художника N. Заявил, что подобному непотребству не место даже в доме терпимости, не то что в стенах храма! И он, Пьетро Аретино, скорее поймёт того, кто совершенно не верует в Бога, чем того, кто смеет ТАК представлять себе (и изображать для зрителя) бытие святых и праведников!

Гнев его был вполне понятен. И вполне объясним. Но понятен и объясним он был именно что с точки зрения среднего обывателя. Точно так же вслед за своим любимцем и лидером мнений восклицали тысячи современников, приходивших в ужас и гнев от работы N. Потому что не мыслили искусство вне католического канона. Банально «не доросли» до идеалов гуманизма, которые проповедовала волшебная кисть N.

Картина «Успение Девы Марии» была заказана настоятелем одного из беднейших римских приходов, окормлявшего исключительно нищ и оголь, как выразился бы великий поэт. И посему автор полотна рискнул представить образ Пресвятой Девы не традиционно-идеализированным, а максимально человечным. Решился показать уход своей героини из бренного мира во всех неприглядных подробностях сего процесса, дабы вызвать в душах простых римлян настоящее сопереживание. Подчеркнуть момент трагедии.

Впервые в истории искусства перед публикой предстала не блистающая аурой святости таинственно-непознаваемая Дева Мария, которая трансцендентно переступает порог земной юдоли и тут же отправляется на небеса, не претерпевая при этом никаких качественных изменений, а смертная женщина, чья душа завершила многотрудный земной путь и покинула несовершенное тело ради обретения вечного покоя. Обрела его как высшую награду за благие деяния. Художнику удалось прочертить границу между телесным и духовным бытием Богоматери так твердо, бескомпромиссно и наглядно, как прежде не делал никто. Для многих догматиков это было уже чересчур. Даже для слывшего невероятным свободолюбцем и общественным резонером Пьетро Аретино «Успение Девы Марии» кисти N стало чем-то возмутительным и предосудительным. Но сегодня, спустя века, именно картина N, а не жестокая критика Аретино, стала символом победы реализма над косным теистическим догматизмом. Именно N, а не его прославленный хулитель, вошёл в историю мирового искусства как лидер культурной революции, определившей весь дальнейший ход развития европейской живописи. Ну а что до «бича монархов» и «праотца журналистики»... Давайте просто признаем, что не всякий лидер общественного мнения способен подняться выше этого самого мнения. 🤗

Автор: Лёля Городная