Дифференциация звуков "з" и "ж"
Цель проведения занятия:
- Повторить артикуляционный уклад и характеристику звуков «з», «ж»; научить различать звуки в слогах, словах, предложениях.
- Практически усваивать родительный и предложный падежи существительных единственного и множественного числа.
- Снимать общее напряжение, укреплять мышцы лицевой и язычной мускулатуры и улучшать их кровоснабжение, увеличивать объём и амплитуду артикуляционных движений.
- Развивать у детей координацию мелкой моторики пальцев рук, фонематический слух, грамматическую правильность речи, слуховое внимание, память, мышление.
- Создавать положительные эмоции и настроение во время проведения занятия, массажа и воспитывать интерес к чистому звукопроизношению.
Оборудование:
Игрушки: зайчик, ёжик, медвежонок.
Носовой платочек.
Карточки для артикуляционной гимнастики.
Символы и профили звуков «з», «ж».
Экран.
Игра «Поезд».
Картинки с изображением зайчика, ёжика, медвежонка.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Спросить у ребёнка, любит ли он сказки и каких героев сказок он помнит; хотел бы он, чтобы к нам пришли сказочные герои. Сказать, что какие-то «зверюшки» уже спешат, но появятся только тогда, когда он про них угадает загадки.
Косоглазый, маленький, в белой шубке, в валенках. (Зайка.)
В берлоге живёт, лапу сосёт. (Медведь.)
В клубок свернётся, а взять не даётся. (Ёжик.)
Прочитать стихотворение, сопровождая действиями с игрушками:
В детский сад пришли зайчонок, медвежонок и ежонок,
Вместе с детками играть все зверюшки хотят.
2. Основная часть.
а) Спросить, хочет ли ребёнок поиграть с гостями, но прежде чем начать игру, предложить «сфотографировать зверюшек» на память. Ребёнок с помощью пальчиков показывает фигурки животных: зайчонка, медвежонка, ежонка.
б) Сказать, что на улице хоть уже и весна, но всё ещё прохладно. Предложить «зверюшкам» посмотреть, как мы согреваем наши лобики, щёчки, носики, губки, когда они у нас замерзают.
Предложить ребёнку сесть ровно и выполнить массаж лица.
2.1. Прочитать четверостишие:
Чтобы думали получше наши ребятишки,
Я поглажу лобики маленьким детишкам.
Один, два, три, четыре, пять и шесть, и семь —
Не забудь, массаж такой нужно делать всем!
Выполнить массаж лба по направлению от середины лба к вискам и от бровей к волосистой части головы поглаживающими, разминающими и вибрационными движениями.
2.2. Прочитать четверостишие:
А теперь по кругу щёчки нежно разотру,
Так забывчивым детишкам память разовью.
Один, два, три, четыре, пять и шесть, и семь —
Не забудь, массаж для щёчек нужно делать всем!
Выполнить массаж щёк по направлению от угла рта к вискам по щёчной мышце и от скуловой кости вниз на нижнюю челюсть поглаживающими, разминающими и растягивающими движениями.
2.3. Прочитать четверостишие:
Я подушечками пальцев в точки попаду,
Так курносым ребятишкам носик разотру.
Один, два, три, четыре, пять и шесть, и семь —
Не забудь, массаж для носа нужно делать всем!
Выполнить массаж носа и носогубных складок вдоль крыльной части носовой мышцы и от крыльев носа к углам губ поглаживающими, растирающими и вибрационными движениями.
2.4. Прочитать четверостишие:
Чтобы чаще улыбались наши ребятишки,
Разомну, поглажу губки маленьким детишкам.
Один, два, три, четыре, пять и шесть, и семь —
Не забудь, массаж для губок надо делать всем!
Выполнить массаж губ от середины верхней губы к углам и от середины нижней губы к углам поглаживающими, растирающими, вибрационными движениями.
2.5. А теперь погреем шейку:
И направо, и налево,
И вперёд, и назад,
И по кругу, и по кругу —
Ребёнок будет очень рад.
Ребёнок наклоняет голову вправо-влево, вперёд-назад и выполняет круговые движения головой.
в) Сказать, что сейчас «зверюшки» хотят поиграть с нашим язычком.
2.6. Прочитать стихотворение и выполнить поглаживающие движения от корня языка к кончику:
Прыгал зайчик по горушке,
Поднимал высоко ушки.
Прыг, прыг, прыг, прыг,
Прыг, прыг, прыг, прыг.
2.7. Прочитать стихотворение и выполнить ритмичное надавливание от корня языка к кончику и обратно:
Вдруг ежонок выползает
И на пятки наступает:
Пых, пых, пых, пых,
Пых, пых, пых, пых.
2.8. Прочитать стихотворение и выполнить поглаживающие движения по языку из стороны в сторону продольно и зигзагообразно:
Косоглазый зайка
Очень испугался,
Прыгал он с горушки,
Прижимая ушки.
Прыг, прыг, прыг, прыг.
2.9. Прочитать стихотворение и выполнить вибрирующие движения от корня языка к кончику:
А медведь тут рассмеялся:
В лес далёкий я пойду,
Зайку серого найду.
Принесу его домой,
Будет зайка жить со мной:
Топ, топ, топ, топ.
3. Прочитать стихотворение и выполнить поглаживающие и растирающие движения по бокам и кончику языка.
Будем мы дрова носить,
Будем печку мы топить,
Будем тесто мы месить,
Будем чай горячий пить.
Будем дружно вместе жить.
г) Дыхательная гимнастика.
— Молодцы, «зверюшки», хорошо поиграли, теперь давайте отдохнём и подышим, чтобы прибавилось сил для следующих игр.
Вдох и выдох через нос.
Вдох и выдох через рот.
Вдох через рот, выдох через нос.
Вдох через нос, выдох через рот.
Вдох и выдох через левую ноздрю, затем — через правую (попеременно).
Вдох через одну половину носа, выдох через другую.
д) Артикуляционная гимнастика «Непослушный язычок» (элементы самомассажа губ, язычка): «Лягушка», «Хоботок», «Часики», «Накажем непослушный язычок», «Лопаточка», «Разбудим язычок», «Почистим зубки», «Чашечка», «Вкусное варенье», «Качели», «Фокус».
е) — Нам «зверюшки» принесли конверт. Давай посмотрим, что там.
Достать символы звуков «з» и «ж» и их профили. Предложить ребёнку вспомнить, как звенит комар и жужжит жук, подобрать к соответствующему звуку профиль, объяснив при этом положение языка и направление воздушной струи.
ё) Игра «Повтори».
Называть разные сочетания слогов, закрывая экраном лицо, ребёнок должен их повторить: за — жа; жа — за; зо — жо; жо — зо; за — жа — за и т.д.
ж) — Наши гости уже собираются домой, а поедут они в поезде, взяв с собой перекусить: зайка — жёлуди, медвежонок — землянику, а ежонок — кукурузу.
— Повтори, кто поедет в поезде? Что с собой возьмут? (Ребёнок повторяет названия картинок.)
— Давай поможем посадить «зверюшек» в поезд.
— Кто будет ехать в первом вагоне? (Зайка.)
— А во второй вагон надо положить то, чем зайка питается (предлагаю выбрать нужную картинку). И т.д.
— Вот все уже на своих местах. Сейчас поезд тронется. Ты, пожалуйста, посмотри и запомни, кто и что в каждом вагоне, а потом мне расскажешь. Ту—туууууууууу! Поезд уехал!
з) Игра «Кого и чего не стало?» (зайки, желудей, медвежонка и т.д.).
и) Игра «О ком ты будешь скучать?» (о зайчике, о медвежонке, о ежонке).
4. Итог занятия.
— Пока мы занимались, напечатали снимки зверюшек, которых ты сфотографировал в начале занятия, чтобы ты не забывал их и не скучал (отдаёт ребёнку картинки «зверюшек»).