Найти тему
Ваш дошкольник

Индивидуальное занятие для детей с элементами массажа и самомассажа

Дифференциация звуков "з" и "ж"

Цель проведения занятия:

  • Повторить артикуляционный уклад и характеристику звуков «з», «ж»; научить различать звуки в слогах, словах, предложениях.
  • Практически усваивать родительный и предложный падежи существительных единственного и множественного числа.
  • Снимать общее напряжение, укреплять мышцы лицевой и язычной мускулатуры и улучшать их кровоснабжение, увеличивать объём и амплитуду артикуляционных движений.
  • Развивать у детей координацию мелкой моторики пальцев рук, фонематический слух, грамматическую правильность речи, слуховое внимание, память, мышление.
  • Создавать положительные эмоции и настроение во время проведения занятия, массажа и воспитывать интерес к чистому звукопроизношению.

Оборудование:

Игрушки: зайчик, ёжик, медвежонок.

Носовой платочек.

Карточки для артикуляционной гимнастики.

Символы и профили звуков «з», «ж».

Экран.

Игра «Поезд».

Картинки с изображением зайчика, ёжика, медвежонка.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Спросить у ребёнка, любит ли он сказки и каких героев сказок он помнит; хотел бы он, чтобы к нам пришли сказочные герои. Сказать, что какие-то «зверюшки» уже спешат, но появятся только тогда, когда он про них угадает загадки.

Косоглазый, маленький, в белой шубке, в валенках. (Зайка.)

В берлоге живёт, лапу сосёт. (Медведь.)

В клубок свернётся, а взять не даётся. (Ёжик.)

Прочитать стихотворение, сопровождая действиями с игрушками:

В детский сад пришли зайчонок, медвежонок и ежонок,

Вместе с детками играть все зверюшки хотят.

2. Основная часть.

а) Спросить, хочет ли ребёнок поиграть с гостями, но прежде чем начать игру, предложить «сфотографировать зверюшек» на память. Ребёнок с помощью пальчиков показывает фигурки животных: зайчонка, медвежонка, ежонка.

б) Сказать, что на улице хоть уже и весна, но всё ещё прохладно. Предложить «зверюшкам» посмотреть, как мы согреваем наши лобики, щёчки, носики, губки, когда они у нас замерзают.

Предложить ребёнку сесть ровно и выполнить массаж лица.

2.1. Прочитать четверостишие:

Чтобы думали получше наши ребятишки,

Я поглажу лобики маленьким детишкам.

Один, два, три, четыре, пять и шесть, и семь —

Не забудь, массаж такой нужно делать всем!

Выполнить массаж лба по направлению от середины лба к вискам и от бровей к волосистой части головы поглаживающими, разминающими и вибрационными движениями.

2.2. Прочитать четверостишие:

А теперь по кругу щёчки нежно разотру,

Так забывчивым детишкам память разовью.

Один, два, три, четыре, пять и шесть, и семь —

Не забудь, массаж для щёчек нужно делать всем!

Выполнить массаж щёк по направлению от угла рта к вискам по щёчной мышце и от скуловой кости вниз на нижнюю челюсть поглаживающими, разминающими и растягивающими движениями.

2.3. Прочитать четверостишие:

Я подушечками пальцев в точки попаду,

Так курносым ребятишкам носик разотру.

Один, два, три, четыре, пять и шесть, и семь —

Не забудь, массаж для носа нужно делать всем!

Выполнить массаж носа и носогубных складок вдоль крыльной части носовой мышцы и от крыльев носа к углам губ поглаживающими, растирающими и вибрационными движениями.

2.4. Прочитать четверостишие:

Чтобы чаще улыбались наши ребятишки,

Разомну, поглажу губки маленьким детишкам.

Один, два, три, четыре, пять и шесть, и семь —

Не забудь, массаж для губок надо делать всем!

Выполнить массаж губ от середины верхней губы к углам и от середины нижней губы к углам поглаживающими, растирающими, вибрационными движениями.

2.5. А теперь погреем шейку:

И направо, и налево,

И вперёд, и назад,

И по кругу, и по кругу —

Ребёнок будет очень рад.

Ребёнок наклоняет голову вправо-влево, вперёд-назад и выполняет круговые движения головой.

в) Сказать, что сейчас «зверюшки» хотят поиграть с нашим язычком.

2.6. Прочитать стихотворение и выполнить поглаживающие движения от корня языка к кончику:

Прыгал зайчик по горушке,

Поднимал высоко ушки.

Прыг, прыг, прыг, прыг,

Прыг, прыг, прыг, прыг.

2.7. Прочитать стихотворение и выполнить ритмичное надавливание от корня языка к кончику и обратно:

Вдруг ежонок выползает

И на пятки наступает:

Пых, пых, пых, пых,

Пых, пых, пых, пых.

2.8. Прочитать стихотворение и выполнить поглаживающие движения по языку из стороны в сторону продольно и зигзагообразно:

Косоглазый зайка

Очень испугался,

Прыгал он с горушки,

Прижимая ушки.

Прыг, прыг, прыг, прыг.

2.9. Прочитать стихотворение и выполнить вибрирующие движения от корня языка к кончику:

А медведь тут рассмеялся:

В лес далёкий я пойду,

Зайку серого найду.

Принесу его домой,

Будет зайка жить со мной:

Топ, топ, топ, топ.

3. Прочитать стихотворение и выполнить поглаживающие и растирающие движения по бокам и кончику языка.

Будем мы дрова носить,

Будем печку мы топить,

Будем тесто мы месить,

Будем чай горячий пить.

Будем дружно вместе жить.

г) Дыхательная гимнастика.

— Молодцы, «зверюшки», хорошо поиграли, теперь давайте отдохнём и подышим, чтобы прибавилось сил для следующих игр.

Вдох и выдох через нос.

Вдох и выдох через рот.

Вдох через рот, выдох через нос.

Вдох через нос, выдох через рот.

Вдох и выдох через левую ноздрю, затем — через правую (попеременно).

Вдох через одну половину носа, выдох через другую.

д) Артикуляционная гимнастика «Непослушный язычок» (элементы самомассажа губ, язычка): «Лягушка», «Хоботок», «Часики», «Накажем непослушный язычок», «Лопаточка», «Разбудим язычок», «Почистим зубки», «Чашечка», «Вкусное варенье», «Качели», «Фокус».

е) — Нам «зверюшки» принесли конверт. Давай посмотрим, что там.

Достать символы звуков «з» и «ж» и их профили. Предложить ребёнку вспомнить, как звенит комар и жужжит жук, подобрать к соответствующему звуку профиль, объяснив при этом положение языка и направление воздушной струи.

ё) Игра «Повтори».

Называть разные сочетания слогов, закрывая экраном лицо, ребёнок должен их повторить: за — жа; жа — за; зо — жо; жо — зо; за — жа — за и т.д.

ж) — Наши гости уже собираются домой, а поедут они в поезде, взяв с собой перекусить: зайка — жёлуди, медвежонок — землянику, а ежонок — кукурузу.

— Повтори, кто поедет в поезде? Что с собой возьмут? (Ребёнок повторяет названия картинок.)

— Давай поможем посадить «зверюшек» в поезд.

— Кто будет ехать в первом вагоне? (Зайка.)

— А во второй вагон надо положить то, чем зайка питается (предлагаю выбрать нужную картинку). И т.д.

— Вот все уже на своих местах. Сейчас поезд тронется. Ты, пожалуйста, посмотри и запомни, кто и что в каждом вагоне, а потом мне расскажешь. Ту—туууууууууу! Поезд уехал!

з) Игра «Кого и чего не стало?» (зайки, желудей, медвежонка и т.д.).

и) Игра «О ком ты будешь скучать?» (о зайчике, о медвежонке, о ежонке).

4. Итог занятия.

— Пока мы занимались, напечатали снимки зверюшек, которых ты сфотографировал в начале занятия, чтобы ты не забывал их и не скучал (отдаёт ребёнку картинки «зверюшек»).