Найти тему
Okko

Почему сериальные «Джентльмены» проигрывают оригинальному фильму: Байки дядюшки Гая

Кадр из сериала «Джентльмены», реж. Дэвид Кэффри, Эрен Криви, Нима Нуризаде, 2024
Кадр из сериала «Джентльмены», реж. Дэвид Кэффри, Эрен Криви, Нима Нуризаде, 2024

На Netflix вышел сериальный спин-офф оригинального фильма Гая Ричи «Джентльмены». Британец выступил шоураннером, соавтором сценария и режиссером двух эпизодов, так что поставил собственный знак качества. Однако блеск и лоск полного метра куда-то пропали из многосерийного формата. Объясняем, почему, хотя шоу точно понравится фанатам любимого в России британского автора, ничего нового оно не предлагает и во многом выглядит как сборник анекдотов.

Офицер Эдвард Хорнимэн (Тео Джеймс) вынужден экстренно прекратить миротворческую миссию на Ближнем Востоке — в родной Британии в семейном имении умирает его отец герцог Холстедский. Далее классическая завязка про умирающих богачей: старик (крайне осмотрительно) завещает поместье и титул Эдди, минуя старшего сына — кутилу и авантюриста Фредди (Дэниэл Ингс). После следует неожиданный привет из «Крестного отца»: наследника навещает красотка Сьюзи Гласс (Кая Скоделарио) и делает ему предложение, от которого нельзя отказаться. Покойный сдавал свою ферму под тайную плантацию марихуаны и получал неплохой ежегодный доход. Эдди решает пожертвовать на время честной жизнью и с головой окунается в доставшийся по наследству криминальный бизнес (на время, но временное, как водится, оказывается постоянным). Наконец, всё это приправлено классическими байками от Гая Ричи: на сцену по очереди выходят торчки, боксеры, загадочные заокеанские миллиардеры, кокни, цыгане, женщины на шпильках и с мачете, мужчины с ружьями и в фетровых беретах, священники-садисты, аристократы-фашисты, ушлые журналисты и прочие оригиналы.

Пять лет назад Ричи создал одну из самых успешных картин в своей фильмографии. В ней Мэттью МакКонахи, Хью Грант, Колин Фаррелл и Чарли Ханнем поучали молодежь, боролись со свинством, толерантностью («Китайцы обновляются быстрее, чем айфоны») и плохими манерами в криминальной среде. В центре истории был бизнесмен Микки Пирсон, владеющий подпольными фермами с марихуаной на землях обнищавших аристократов. Сколотивший не только состояние, но и репутацию среди герцогов Пирсон решает продать не подобающий аристократу бизнес. Но цивилизованной сделке не бывать: набеги мелкой шпаны постоянно путают карты, стереотипный жадный еврей строит козни и занижает цену, злой и рвущийся к власти китаец хочет свой кусок, а темнокожие карикатурно простодушные «Карапузы» снимают клипы для ютубчика на фоне законспирированных зарослей марихуаны. В итоге стареющие звезды в хороших костюмах остроумно, с огоньком и не теряя манер весь фильм утихомиривали аристократических отпрысков в загуле и дворовую шпану.

-2

В сериальной версии «Джентльменов» ни конфликта поколений, ни матерых звезд в твиде не будет. И это еще не самая печальная новость — стиля тоже не будет. Тот самый фирменный вайб мог исходить только от солидных англосаксов средних лет, которые с первыми сединами сменили блатные погоняла на элитный виски и стали неотличимы от потомственной знати. В сериале же потомственная знать (Эдди и Фредди) стремится дистанцироваться от новой криминальной элиты (Глассы, скользкий американский миллиардер Стэнли Джонстон) и улыбается им сквозь зубы вызывающе и без всякого обаяния.

Многосерийный сиквел, как и неповторимый (теперь уже очевидно) оригинал, рассказывали о том, как главный герой, используя на полную катушку харизму и смекалку, пытается разойтись с криминалом, да еще и не запачкав рук. Харизмы у МакКонахи определенно побольше, чем у Тео Джеймса, вдобавок и с героем последнему явно не повезло. Микки Пирсон был, по собственному выражению, «королем зверей» в костюме, хищником, который без тени сомнения закроет хама в холодильнике и отравит конкурента. Солдат-аристократ Эдди — типичный хороший парень, которого роковая красотка искушает легкими деньгами, быстрым карьерным ростом и своей приятной компанией. Смотреть за пресным и предсказуемым Эдди банально неинтересно. Все восемь серий на себе самоотверженно тянут Кая Скоделарио в роли злодейки и Дэниэл Ингс, играющий бестолкового старшего брата (к экватору начинаешь жалеть, что герцог обделил Фредди наследством, — вот это было бы шоу!). Зло и глупость у Ричи непобедимы на стилистическом уровне — слишком уж обаятельны.

-3

Но изюминка из «Джентльменов» исчезла не только из-за неинтересного центрального персонажа. На длинной дистанции Ричи, кажется, теряет неповторимые плутовские интонации, всё то, что делало его лучшим рассказчиком на районе. Главным в его фильмах были не события, а упоение от собственного (кино)красноречия, способности удерживать внимание публики сущей безделицей. Формат сериала вынуждает режиссера повторяться и даже прибегать к изжившей себя формуле «одна серия — одна байка». Выходящая из берегов завиральная фантазия Ричи здесь превращается в повтор лучших анекдотов на бис в прямом смысле: режиссер зачем-то по всем сериям размазывает свои «джентльменские» находки вроде охотника за желтыми сенсациями, фурии на шпильках в автосалоне или допроса с ядом. В наличии также бородатые шутки из собственного репертуара (собакам опять придется глотать всякую дичь) и новые герои гангста-шапито вроде головореза в рясе и поклонника живописного таланта фюрера.

Истинные фанаты британского мастера криминальной комедии определенно получат удовольствие от шоу, в котором в усталой сериальной структуре иногда кроются настоящие бриллианты. Тем не менее то, что в полном метре проглатывалось на одном дыхании, в сериале рассыпалось на ассорти криминальных анекдотов разной степени остроумия. Можно и послушать до поры, пока на горизонте не появятся более интересные собеседники.

Текст: Анастасия Сенченко

Ещё больше материалов читайте в нашем блоге.