Кризис трехлетнего возраста по тяжести протекания сопоставим с подростковым кризисом. Это, пожалуй, один из самых сложных периодов для родителей, которые не понимают, почему ребенок становится неуправляемым, его как подменили: если что-то идет не по его сценарию он может закатываться в истериках, которые сложно регулировать родителям. Это выматывает и истощает родителей. Прежние методы воспитания и общения с ребенком уже не действуют...
Давайте разберемся что происходит с ребенком на этапе кризиса.
В развитии ребенка есть стабильные этапы и кризисные. На стабильном этапе наблюдается гармония между ребенком и окружающей социальной средой: ребенок развивается, познает мир, обучается чему-то новому, он претерпевает психические и социальные изменения.
Именно на этом этапе ребенок овладевает чем-то кардинально новым, чего не было, когда, например, ему было 2 года, что формирует в нем новые свойства личности. Эти свойства личности и психические изменения, такие как выделение себя, как отдельного субъекта, у ребенка появляется гордость за свои успехи, что влечет за собой необходимость общественного признания, развивается самостоятельность, которой не было на ранних возрастных этапах ( Я сам!), выделение собственных желаний и целей, накапливаются и в один прекрасный момент достигают своего апогея, т.е. точки, когда ребенок уже не будет прежним.
Такая ситуация требует изменения отношения окружающих к новым проявлениям ребенка!
Но зачастую, родители не перестраиваются в отношении к своему взрослеющему чаду, следуют привычным методам воспитания, которые, увы, не работают теперь. А ребенок этому сопротивляется, что влечет за собой конфликты, эмоциональный взрыв. Это, в большинстве своем, как раз способствует такому острому прохождению кризиса.
Кризис необходим в развитии ребенка. Он способствует формированию принципиально новой системы социальных отношений ребенка с миром с учетом его все более растущей самостоятельности.
Период от 2,5 до 3,5 лет принято называть "стадией негативизма" или "первой взрослостью". Ребенок все больше ощущает чувство независимости. Ему все хочется делать самому, родители как- будто являются помехой на пути к своим желаниям. Возникает желание действовать по собственному усмотрению, вопреки тому, что предлагают взрослые.
Каковы симптомы кризиса:
- Негативизм- это когда ребенок не хочет что-то делать только потому, что ему так сказали взрослые
- Строптивость- направлена на непринятие всей ситуации воспитания в целом, против прежних правил
- Своеволие- это проявление самостоятельности, как новой черты личности. Ребенок все хочет делать сам, даже то, что не умеет и протестует, если это за него делают родители.
- Обесценивание- могут потерять ценность до этого любимы игрушки или книги, ребенок может их портить и рвать. Ребенок может произносить бранные слова, обидные слова в адрес родителей.
- Деспотизм- ребенок стремится быть господином положения, появляется ревность к младшим сестрам или братьям, т.к. появляется желание захватить все внимание родителей.
- Протест- ситуация начинает быть похожа на ведение войны с окружающими.
- Упрямство- это когда ребенок на чем-то резко настаивает не потому, что ему этого очень хочется, а просто потому, что он потребовал..
Наблюдали эти симптомы у своих детей?
При благополучном разрешении кризиса, у ребенка рождается умение ставить цели и достигать их, ребенок находит свое "Я" в окружающем мире.
И чтобы достичь благоприятного разрешения кризиса приведу несколько рекомендаций, как быть с ребенком:
🎈 Каждый член семьи должен придерживаться одной тактики воспитания. Если мама запрещает, а стоит подойти к папе и он разрешит, то ребенок не будет всерьез воспринимать запрет и когда папы не будет дома, то будет закатывать истерики маме, пока требование не будет выполнено
🎈 Избегайте авторитарного стиля общения /воспитания и гиперопеки.
🎈 Поощряйте самостоятельность ребенка и давайте ее ему в пределах его возраста. В этом возрасте у ребенка ведущей является сюжетно-ролевая игра, поэтому будет лучше, если обучать самостоятельности вы будете через игру.
🎈 Обучите ребенка правилам, принятым в вашем доме и соблюдайте их исполнения в спокойной форме
🎈 Обучите ребенка правилам общения со сверстниками и взрослыми
🎈 В этот период у ребенка как правило много запретов, на которые ребенок реагирует эмоционально. Поэтому лучше оставить запреты только на главные раздражителя для вас: не падать на пол в магазине, бить детей и т.д
🎈 Стараться по оставшимся запретам не использовать частицу "не", перефразировать, например "Я вижу как сильно ты хочешь продолжить смотреть мультик, но у тебя могут заболеть глазки, поэтому давай ты продолжишь смотреть после прогулки.."
🎈 Когда ругаете ребенка- ругайте поступок, какое-то плохое дело, которое сделал ребенок, но не его личность
🎈 Необходимо, чтобы мама давала понять ребенку, что даже если она его ругает- все равно любит!
Такие рекомендации помогут сгладить эмоциональное состояние ребенка и облегчить течение кризиса.
Успехов вам и терпения!🤍