Иоанн глядит на небо и видит вход на небе, и трубный голос повелевает ему взойти на небо и посмотреть, чему надлежит быть вскоре. Иоанн видит престол на небе, Сидящего на престоле. Вокруг престола были подобные престолы со старцами, далее семь светильников. А вокруг были четыре животных
Глава поясняет строение мира. Это одна из наиболее интересных глав. Одно только число четыре имеет множество параллелей. Это и четырехбуквенное имя Бога и четыре животных Херувима. Далеко не случайно именно в четвертой главе открывается строение мира, которое по "закону жанра" обязано состоять из четырех элементов. Если мы вспомним слова Иисуса Христа "Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет" (Иоан.10:9), то возможным подтекстом здесь будет: "Я (мир), состою(ит) из четырех основных частей, и кто поймет это ...".
В первом стихе главы говорится о том, что после развоплощения наше сознание будет способно воспринимать истинную картину мира. Для себя я определил четыре принципа построения мира, так мне было проще систематизировать прочитанное. Это: – принцип образа (фрактал); принцип подобия образу; принцип разнообразия свойств; и принцип разнообразия формы. Принципы разнообразия свойств и формы не входят в противоречие с принципом подобия образу (мир очень разнообразен), поскольку и сам образ (Бог) это четырёхсоставной принцип (1-3 Един в трёх лицах). Вспомним и о четырёхбуквенном имени Бога – 10.5.6.5 Наверно есть смысл поискать в направлении расшифровки имён четырёх животных, но мне это не под силу. Ясно одно – мир образован четырьмя основными видами энергии. Приведу небольшую подборку на эту тему, чтобы показать значение четырёх элементов. А в самом конце приведу каббалистическое значение этих элементов.
«Из Эдема выходила река для орошения рая; и потом разделялась на четыре реки. (Быт. 2:10)
У Даниила Андреева находим в II.3:5 монада создаёт шельт, затем астральное тело, далее создаётся эфирное тело и физическое. Очень похоже на реку из Эдема.
«Подобие лиц их - лицо человека и лицо льва с правой стороны у всех их четырех; а с левой стороны - лицо тельца у всех четырех и лицо орла у всех четырех» (Иез. 1:10);
«От четырех ветров приди дух, и дохни на этих убитых и они оживут»" (Иез. 37:9);
«У этого истукана голова была из чистого золота, грудь его и руки его - из серебра, чрево его и бедра его - медные, голени его железные, ноги его частью железные, частью глиняные» (Дан. 2:32,33);
«И четыре больших зверя вышли из моря, непохожие один на другого» (Дан. 7:3);
«Не всякая плоть такая же плоть; но иная плоть у человеков, иная плоть у скотов, иная у рыб, иная у птиц» (1Кор. 15:39);
«А в большом доме есть сосуды не только золотые и серебряные, но и деревянные и глиняные; и одни в почетном, а другие в низком употреблении» (2Тим. 2:20)
Похожее место есть и в Бхагавадгите.
«В соответствии с тремя гунами материальной природы и деятельности, связанной с ними, Мною (Кришной) созданы четыре класса человеческого общества» (Бхагавадгита 4:13).
«Он – создатель четырех классов человеческого общества; к первому классу принадлежат самые разумные люди, называемые брахманами, из-за того, что они находятся под влиянием гуны добродетели. Следующий класс – административный, или класс кшатрий, находящихся под воздействием гуны страсти. Люди торгового сословия, называемые вайшьями, находятся под смешанным воздействием гун страсти и невежества, и шудры, рабочий класс, существуют в гуне невежества» (Комментарии учителя Бхактиведанта Свами Прапхупада к Бхагавадгите 4:13). Наверно каждый класс человеческого общества поддерживает незримую связь с определённым небесным слоем.
Число четыре соотносится с четырьмя мирами каббалы: Ацилут, Брия, Ецира и Асия., эти миры лежат и в основе первых четырёх печатей.
О четырёх Ангелах говорится в первой притче Еноха. «22. Я видел, и на четырёх сторонах престола Господа духов я заметил четыре лица, отличные от тех, которые стояли там, и я узнал имена их, так как ангел, пришедший со мною (или ко мне), открыл мне имена их и показал мне все сокровенные вещи. 23. И я слышал глас тех четырёх лиц, как они пели хвалу пред Господом славы. 24. Первый голос прославляет Господа духов от века и до века. 25. И другой голос слышал я, прославляет Избранного и избранных, которые взвешены Господом духов. 26. И третий голос слышал я, просит, и молится за живущих на земле, и умоляет во имя Господа духов. 27. И слышал я четвёртый голос, как он отражал врагов и не дозволял им приступить к Господу духов, чтобы клеветать или жаловаться на живущих на земле. 28. После этого я спросил ангела мира, шедшего со мною, который показал мне всё, что сокрыто, и сказал ему: "Кто эти четыре лица, которых я видел и глас, которых я слышал и записал"? 29. И он сказал мне: «Этот первый - есть милосердный и долготерпеливый святой Михаил; и другой, поставленный над всеми болезнями и над всеми ранами сынов человеческих, есть Руфаил; и третий, поставленный над всеми силами, есть святой Гавриил; и четвёртый, поставленный над покаянием и надеждою тех, которые получат в наследие вечную жизнь, есть Фануил». 30. И вот четыре ангела всевышнего Бога, и четыре голоса их я слышал в те дни» (Енох 7:22-30).
Четыре животных напоминают мне четыре фазы Луны. Телец (Ной) – рога убывающего месяца, Лев (Сим) – полная Луна, лицо человека (Иафет) – новолуние, Орёл (Хам) – молодой месяц. У Еноха есть место, где он намекает на Ноя и детей. «31. А тот белый телец, который стал мужем, вышел из того судна и три тельца с ним; и один из трех был белый, подобно тому тельцу, и один из них был красный, как кровь, и один черный; и этот самый, - тот белый телец, отошел от них» (Енох 17:31).
Я прихожу к выводу, что четыре животных это четыре фазы жизни или некий алгоритм её. Когда один превращается в три и эти три производят всё многообразие. Первая фаза – убывающий месяц, Ной производит трёх сыновей. Потому и убывающий месяц поставлен впереди других фаз.
Здесь я попробовал отобразить, что, на мой взгляд, стоит за престолами, старцами и прочими идиомами, в привязке к галактическому году. 24 престола и старца (ст. 4, 10) означают, по-видимому, мир внешний по отношению к Сидящему на престоле. Если разделить продолжительность галактического года на число старцев 25 920 / 24 = 1080 мы получим интересное число 1080. Это сумма числовых значений шести печатей. Число 9 (1080) означает вхождение внутрь, воплощение. Здесь есть гармония, межфазные периоды я растянул пропорционально их плотности. Не до конца уверен, что фазы Луны стоят правильно.
* 4 – вход, природа; 40 – рождение, вода (море); 400 – престол.