Время - фантастическая субстанция.
В нем много необъяснимого, мистического. Научные подходы к пониманию времени как философскому, химическому, физическому, биологическому, психологическому, социальному феномену подчеркивают глубину его изученности и при этом - глубину непознанности, оправдываемую социально-психологическими аспектами, ролью человеческого фактора как важнейшего компонента в понимании сущности времени.
Психология времени (хронопсихология) является одним из направлений психологической науки, объект ее изучения – закономерности восприятия и репрезентации времени в психике. Среди многочисленных проблем, рассматриваемых в рамках психологии времени – психофизиологии восприятия и оценки времени, возрастные особенности психологии времени, конструирование субъективного времени и временной перспективы личности, исследования социального времени, т.е. восприятия, обмена, конструирования времени социальными группами.
Хронопсихология рассматривает время с разных ракурсов и в разных подходах: психофизиологическом как биологический механизм, когнитивном как продукт переработки информации, стратегическом как результат динамической самоорганизации личности, социальном как групповое восприятие и процесс конструирования (J.A. Michon, А.А. Кроник, А.В. Михальский, Т.А. Нестик и др.).
В различных модальностях психотерапии время существует как один из основополагающих конструктов бытия и психического функционирования. Психоанализ, например, сфокусирован преимущественно на событиях прошлого в поисках понимания природы актуальных интрапсихических конфликтов. Я. Л. Морено, родоначальник психодрамы, считается новатором в использовании воображаемого будущего в рамках предлагаемой им техники сверхреальности, благодаря которой можно было пережить и представить еще не случившиеся события. Согласно Теории поля Курта Левина, представителя гештальтпсихологии, поведение человека не зависит ни от прошлого, ни от будущего, а только от настоящего.
Систему структурирования времени и ее влияние на психическое здоровье личности подробно изложил Э. Берн в рамках теории трансактного анализа.
Структурный голод – потребность в структурировании времени, удовлетворение которой обязательно для психологического и социального благополучия личности. Представьте человека, который не знает – что будет делать сегодня, завтра, послезавтра. Ситуация неопределенности страшит, тревожит, волнует. Структурный голод также – показатель скуки, ведущей к ощущению пустоты, никчемности, к депрессивным проявлениям.
Удовлетворению структурного голода способствует социальная жизнь индивида, его общение с разными категориями коммуникантов, участие в различных видах активности. К естественным побуждениям структурирования времени Э. Берн относит жажду ощущений, жажду признания, жажду определённости. В книге «Игры, в которые играют люди» он пишет, что индивид может структурировать своё время через фантазию (уход в себя), ритуалы, времяпрепровождение, психологические игры, близость, деятельность.
Выбирая фантазийность в качестве единицы структурирования времени, человек демонстрирует свою отдаленность от социума, находясь в нем, демонстрируя «одиночество в толпе». Эскапизм – термин, обозначающий попытку ухода от действительности, конструирование альтернативной реальности. В своей непродуктивной форме эскапизм выполняет функцию защитной стратегии, а в своей продуктивной форме – стратегию адаптации, в этом мы согласны с мнением Д.А. Кутузовой.
Ритуал – знак взаимного признания, элементарная форма социального взаимодействия, доступная всем, понятная и общепринятая: обмен ритуальными этикетными знаками внимания (приветствие, прощание, извинение и др.), церемониальные действия (регистрация новорожденного, награждение победителя, традиционные обмены поздравлениями и др.), приятные полезности типа корпоративных праздников, семейных традиционных застолий и пр.
Времяпрепровождение более сложная единица его структурирования. В отличие от ритуала возникает некоторая неопределенность, вариативность при сохранении базовой формализованности, повторяемости, предсказуемости. К времяпрепровождению можно отнести участие в клубах по интересам, компанейские собрания соседок по даче, поездки на пикники с друзьями или родственниками и пр.
Деятельность как единицу структурирования времени можно в разной мере отнести к любой из других описанных единиц. Но ее основной характеристикой является направленность на результат, на достижение цели. Деятельность характеризуется наличием стандартов, норм, правил и традиций. К деятельности мы относим исполнение профессиональных обязанностей, ведение домашнего хозяйства, уход за детьми, больными или престарелыми, различные хобби и т.п.
Психологическая игра – структурирование времени, характеризующееся, в отличие от ритуала и времяпрепровождения, наличием двойных стандартов, конфликтов. Игра – интрига, позволяющая испытать острые ощущения, которых может не хватать в повседневной реальности. В игре обязательно есть выигрыш, интерес, ради которого ее участники вступают в игровое взаимодействие, но также есть и расплата, обязательная для каждого. Игра в сущности деструктивна, поскольку имеет скрытую динамику, двойственную природу отношений, но очень привлекательна из-за ее возможности разнообразить общение и получить желаемые бонусы.
Близость в структурировании времени можно охарактеризовать понятиями «искренность», «аутентичность», «открытость». Близость – это идеал отношений, к которому человек стремится и которого так сложно достичь. Близость предполагает свободу от психологических игр, обеспечиваемую не только взаимными поглаживаниями (т.е. проявлением внимания, признанием), но и пинками (игнорированием или негативным действием). Самый желанный результат общения может дать именно близость.
Таким образом, структурирование времени, удовлетворяя жажду ощущений, жажду признания, жажду определённости, является механизмом, обеспечивающем возможность развития и самореализации, получение поглаживаний и разнообразие эмоционального состояния.
Автор: Ирина Леготина
Психолог, Консультант
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru