Найти тему
93,4K подписчиков

Опять двойка, или о домашних заданиях в психологии

В структуру сессии в когнитивно-поведенческом подходе домашнее задание включается обязательно. Также его проверка необходима в рамках работы в схема-терапии. Данные направления основаны на обучении клиентов необходимым навыкам, а, как мы все знаем, навыки развиваются только в ходе регулярной практики.

👆🏻Некоторым клиентам сложно делать домашние задания в силу личностных особенностей, и мы разбираем все накопившееся на сессии.

На что это влияет:
✅ отсутствие целостного плана работы (мы выбиваемся из ритма, структуры и порой крайне долго делаем простые вещи, которые медленно усваиваются из-за невнимания к себе между сессиями);
✅ снижение скорости работы по запросу (если, к примеру, не выполнять техники по работе с тревогой вне консультаций, то как понять, насколько они рабочие и нужны ли вообще данному клиенту?);
✅ снятие ответственности с себя (я к вам пришел — я вам плачу, вы и работайте).

Есть отдельные категории клиентов, которые перерабатывают задания под себя: экспериментируют, осознают смысл и добавляют сами определенные практики.

📝 💡Одна моя клиентка с повышенной тревогой самостоятельно пришла к выводу о важности тактильного контакта и теперь регулярно его восполняет. Другая — ведет СМЭР только в голове, но крайне четко раскладывает все в ходе обсуждения (ей так проще — когда ритм жизни буквально сбивает с ног). Третья — чередует, по согласованию со мной, работу с дезадаптивными и позитивными схемами.

Вариантов всегда много, ведь если бы нас можно было лечить по единому алгоритму — мы бы уже давно пришли к единой концепции счастья.

🧠 Важно помнить, что любая рекомендация по работе вне консультации — для улучшения вашего состояния.

Если Вы по каким-то причинам не можете делать домашние задания, обязательно говорите об этом своему психологу. Это тоже диагностичный момент.

🔖
Буду честна, в своей терапии я часто прокрастинирую с домашним заданием, поскольку мы нырнули так глубоко, что мне приходится запасаться баллонами с кислородом, прежде чем туда нырять.

🚑 Нам не всегда легко быть ответственными за свое здоровье (физическое или ментальное), но любая попытка взять эту ответственность должна быть позитивно подкреплена. Домашнее задание, как мне кажется, отличный способ сказать клиенту не напрямую: ты молодец, и чтобы у тебя все получалось лучше — попробуй делать и такие вещи.

Обратная же связь по домашке — прекрасная подсказка, правильно ли выстроено направление работы с клиентом.

🧩 Помогло или не помогло — факт, от которого можно оттолкнуться. Имея дело с фактами, мы подбираемся к истине; работая с домыслами по типу “Не знаю, поможет ли мне это”— мы замедляем темп работы.

Автор: Канавина София Сергеевна
Психолог, Клинический психолог

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru