В Туле на Московском железнодорожном вокзале есть два поезда-музея.
Вообще музеи на вокзалах – это, на мой взгляд, отличное решение. Многие люди совсем не бывают в музеях даже если теоретически хотели бы. Просто вечно нет времени. А ожидание на вокзалах утомительно, и люди идут в музеи.
На вокзале в Туле целых два музея. В одном из них – бронепоезде – я была несколько лет назад. Этот музей показывает железнодорожный быт военных в годы Великой Отечественной войны. Этот поезд напоминает интерактивный проект "Поезд Победы", который несколько лет колесит по стране.
В тульском поезде довольно интересно, можно увидеть, как воевали из поездов, как лечились и просто как жили.
А вот второй поезд-музей появился чуть позже бронепоезда. Это не весь поезд, а вагон, в котором ездил Леонид Ильич Брежнев и локомотив, который возил состав с этим вагоном.
Поскольку времени до поезда у нас было не слишком много, я с детьми отправилась именно в вагон Брежнева, а не в многовагонный бронепоезд.
Сначала нас экскурсовод провёл в локомотив. Немного рассказал о типах локомотивов и конкретно об этом электровозе. В средней его части размещены фотографии Брежнева во время его посещения Тулы, когда ей присвоили звание "Город-герой", в передней части можно осмотреть устройство кабины машиниста, а в задней, во второй кабине машиниста, можно всё трогать, нажимать кнопки и сидеть в кресле машиниста. Здесь-то, конечно, детям понравилось больше. Но засиживаться было некогда, и мы отправились в вагон Брежнева.
Пассажирский вагон для первых лиц Советского государства снаружи выглядит совершенно обыкновенно и на первый взгляд не отличается от всех остальных вагонов. Но это только визуально. А и правильно, чтоб в глаза не бросалось, что это какой-то особенный вагон. А на самом деле вагон бронированный, а в его основании бетонная плита имеется для большей устойчивости и чтоб, если что, от взрывной волны важного пассажира защитить. И двери внутри бронированные, а отделка из красного дерева, карельской берёзы, бронзы.
Именно в этом вагоне в 1977 году Генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Ильич Брежнев приезжал в Тулу, чтобы торжественно прикрепить "Золотую звезду" к знамени города-Героя.
Вагон даже в наше время поражает своим комфортом и роскошью. Для сопровождающих лиц из числа сотрудников КГБ в нём обычные двухъярусные двухместные купе, а вот для генсека купе огромное, с кроватью, с письменным столом и всем необходимым для работы, своей собственной ванной комнатой. И кухня также присутствует в вагоне и переговорная комната.
Ковровые дорожки и покрывала смотрятся очень по-советски, а вот всё остальное, на мой взгляд, не утратило актуальности до сих пор.
Но при посещении музея есть нюанс, осложняющий жизнь пассажиров. Поезд-музей стоит на первой платформе, там, где электрички отправляются. И если у вас не очень много времени и нужно уезжать поездом, который находится не на первой платформе, то могут возникнуть сложности, которые возникли у нас.
В здание вокзала больше нельзя как когда-то раньше заходить через любую дверь. Теперь нужно проходить досмотр в одном месте левее основного вокзального здания. Но, когда после досмотра из здания вокзала выходишь к поездам на первую платформу, вернуться обратно в вокзал нельзя. Наш поезд, в котором нам предстояло ехать домой, стоял на второй платформе, и пройти на неё можно было только через подземный переход, вход в который находится в здании вокзала. Таким образом, после посещения музея нам пришлось выйти с территории вокзала, обойти его, заново пройти досмотр, а потом через все вокзальные здания вернуться назад, чтобы спуститься в подземный переход. Времени у нас оставалось мало, младший сын устал и не хотел идти быстро, пришлось его брать на руки. Ещё и не повезло, что в вокзал входило много людей, пока все сумки проехали, пока все прошли, мне пришлось с ребёнком на руках бежать к поезду. Потом километров 50 не могла отдышаться, сидела вся потная и злилась, ну почему нельзя как-то всё это иначе организовать, ведь все, кто на вокзале, уже прошли досмотр, так почему им нельзя обратно зайти в здание?
В общем, удобнее посещать поезда-музеи, когда только приехал в Тулу, а не когда уезжаешь или на длительной стоянке.