Аутизм — это расстройство, которое проявляется через широкий спектр симптомов и особенностей поведения, значительно варьирующих от человека к человеку. Эти симптомы могут включать трудности в общении и социализации, повторяющиеся или ограниченные интересы и действия. Распознавание аутизма как можно раньше важно для того, чтобы обеспечить поддержку и адаптированные образовательные программы, способствующие максимальному развитию и адаптации.
Социальное взаимодействие и коммуникация
1. Затруднения в понимании чувств других.
2. Избегание зрительного контакта.
3. Ограниченное использование жестов для общения.
4. Затруднения в развитии, поддержании и понимании отношений.
5. Отсутствие интереса к сверстникам.
6. Сложности в адаптации поведения к различным социальным контекстам.
7. Задержка в развитии речи и языка.
8. Буквальное толкование языка.
9. Повторение слов или фраз (эхолалия).
10. Ограниченный набор интересов и активностей.
Поведенческие особенности
11. Повторяющиеся движения (махание руками, качание телом).
12. Исключительная приверженность рутине.
13. Стереотипные интересы.
14. Гипер- или гипореактивность на сенсорные вводы.
15. Необычные способы взаимодействия с предметами.
16. Сильная привязанность к определенным предметам.
17. Необычная походка или моторика.
18. Затруднения в координации или мелкой моторике.
19. Избирательность в еде.
20. Чрезмерное увлечение деталями.
Дополнительные признаки
21. Трудности с изменениями в распорядке дня.
22. Специфические страхи или фобии.
23. Необычный интерес к числам или символам.
24. Сложности с воображением и ролевыми играми.
25. Предпочтение одиночеству.
26. Особенности восприятия времени.
27. Необычная чувствительность к боли.
28. Повышенное или пониженное восприятие температур.
29. Использование повторяющихся фраз в неуместных контекстах.
30. Затруднения с нелингвистической коммуникацией.
31. Особенный тон голоса.
32. Проблемы с пониманием личного пространства.
33. Фиксация на частях объектов.
34. Сложности с задачами мелкой моторики.
35. Склонность к монотонному питанию.
36. Потребность в сенсорной стимуляции.
37. Непроизвольные движения глаз или лица.
38. Сложности с поддержанием внимания на задачах, не соответствующих их интересам.
39. Отсутствие страха в опасных ситуациях, недостаточное осознание риска.
40. Проявление агрессии или самоповреждения в ответ на стресс или перегрузку.
Заключение
Аутизм представляет собой сложное расстройство, и хотя перечисленные признаки могут указывать на его наличие, важно помнить, что только профессионалы могут поставить точный диагноз. Наличие одного или нескольких из этих признаков не обязательно означает наличие аутизма. Многие дети могут проявлять некоторые из этих поведенческих особенностей в процессе своего развития без каких-либо долгосрочных последствий.
Осознание этих признаков и раннее обращение за профессиональной помощью могут существенно улучшить качество жизни ребенка и его семьи. Ранняя диагностика и подходящая поддержка могут помочь развить важные социальные навыки, улучшить общение и помочь ребенку достичь его полного потенциала. Если у вас есть подозрения на аутизм у вашего ребенка, обратитесь за помощью к специалистам, которые смогут предложить индивидуализированную оценку и рекомендации.
Пообщаться с автором – можно в Телеграм канале