Найти тему

Самый легкий советский истребитель - Як-3.

Оглавление

Ни для кого не секрет, что в начале Великой Отечественной войны советские самолеты Як-1, ЛаГГ-3, МиГ-3 сильно уступали истребителям противника. Но наши конструкторы заложили огромный модернизационный потенциал в свои машины. Одним из лучших истребителей Второй Мировой войны многие считают Як-3. Давайте посмотрим, чем он отличался от Як-1 и почему его так высоко оценивают.

Як3 в воздушном бою
Як3 в воздушном бою

Рождение легенды.

Появление Як-3 стало дальнейшим развитием идей заложенных в Як-1. Работы над ним велись уже в ходе войны.. А причиной стало появление новых истребителей противника. Очень много пищи для размышления дали бои над Сталинградом летом 1942 года и захват полностью исправного Bf-109G. После практических испытаний немецкого истребителя руководителям всех "истребительных" и "моторных" КБ Наркомата авиапромышленности поручили ускорить работы над высотным истребителям. Проектирование вело и ОКБ-115, которым руководил Александр Сергеевич Яковлев. Но ему в голову пришла интересная идея: он предложил проект модификации серийного Як-1б для завоевания господства в воздухе на малых и средних высотах.

-2

В 1942 году начали разработки такой машиной. Из-за ограниченности времени новый истребитель стал глубокой переработкой Як-1б. Главными направлениями модернизации стали улучшение аэродинамики и снижение веса самолета.

Проект получил название "Як 1М". "М" обозначало москит, образное описание концепции самолета. Новый истребитель должен был быть легким, вертким и доставлять массу проблем своим противникам.

В итоге вес Як-3 по сравнению с Як-1 уменьшился почти на 200 кг. Помогли и моторостроители. Они провели второе форсирование мотора М-105ПФ, увеличив мощность на 80 л.с. Аэродинамики самолета улучшили за счет отделки крыла и фюзеляжа:

  • полотняную обшивку хвостовой части заменили фанерной;
  • туннель маслорадиатора максимально «утопили» в подмоторное пространство. Хвостовое колесо сделали убирающимся;
  • улучшили соединение крыла и фюзеляжа;
  • загерметизировали кабину пилота;
  • уменьшили длину и площадь крыла;
  • установлено два бака в крыле вместо четырех, но добавлен расходный в фюзеляже;
  • заменили тяжелые деревянные лонжероны крыла на дюралюминиевые.
Як-1М между заводскими испытаниями
Як-1М между заводскими испытаниями

Всё это дало отличные результаты. В 1943 г. на испытаниях Як-3 (под обозначением "Як-1М") продемонстрировал превосходную горизонтальную и особенно вертикальную маневренность, высокую скорость. Он был устойчивым и легкоуправляемым самолетом. Удалось сохранить и простоту обслуживания истребителя на земле в условиях полевых аэродромов. С 1944 г. Як-3 начали выпускать серийно.

Итоговые характеристики:

  • Экипаж: 1 чел.
  • Максимальная взлетная масса: 2697 кг
  • Размеры: длина х размах крыла: 8,5×9,2 м
  • Силовая установка: колич. двиг. х мощность: 1 (М-105ПФ-2)х 1290 л.с.
  • Максимальная скорость полета на высоте 4100 м.: 646 км/ч
  • Скороподъемность (средняя): 18,5 м/с
  • Практический потолок: 10 400 м
  • Дальность полета: 648 км
  • Вооружение: 1 х 20-мм пушка ШВАК, 2 х 12,7-мм пулемета УБС

Як-3 в бою.

Первые серийные Як-3 попали в 91-й истребительный авиационный полк в июле 1944 года. Войсковые испытания проводились с 20 июня по 2 августа 1944 года Это была очень сильная часть - каждый второй без пяти минут ас. Боевые потери составляли всего один Як-3 на девятнадцать вылетов. Даже самые предвзятые историки признают, что это выдающийся результат.

-4

В боях до 5000 м Як-3 имел подавляющее превосходство над FW-190A-4 и Bf.109G-2. Он легко догонял эти истребители на горизонтальных, восходящих и нисходящих маневрах, заходил в хвост "Фокке Вульфу" на втором вираже, а "Мессершмитту" – на третьем. Особенно ощутимым было превосходство в вертикальной маневренности.Новый "Як" позволял успешно вести бои даже при значительном численном преимуществе противника, и характерно, что после крупных боев 14-16 июля, в которых немцы понесли чувствительные потери, активность люфтваффе в данном районе резко снизилась и встреч Як-3 с противником больше не было.

По рапортам пилотов стало понятно, что главной задачей Як-3 станет борьба с истребителями противника. Для патрулирования или сопровождения он не годился из-за малого радиуса действия, а для уничтожения бомбардировщиков ему иногда не хватало огневой мощи.

Эксперты Люфтваффе внимательно следили за работой ОКБ АС Яковлева. В 1944 г, в связи с появлением Як-3 на фронте, немецкое командование разослало своим авиационным частям на Востоке директиву, которая предписывала избегать на высотах до 5 км и ниже боев с истребителями "Як", не имеющими воздухозаборника под капотом.

Мнение.

Тактически Як-3 не мог заменить истребители с большей дальностью и мощным вооружением, но прекрасно дополнял их, воплотив в себе идею легкой, скоростной и маневренной боевой машины. Он идеально подошел для войны на советско-германском фронте, оставил яркий след в истории мирового самолетостроения периода Второй мировой войны как один из лучших истребителей для завоевания господства в воздухе.

А конструкция самолета оказалась на столько удачной в плане аэродинамики, что послужила основой для первого советского реактивного самолета - Як - 15.

стремительный Як-3 застывший на архивном снимке
стремительный Як-3 застывший на архивном снимке

***************************************************************************************

P.S. Если вам нравится контент и хочется помочь каналу развиваться, буду рад любой поддержке:

Донат на карту: 2200 7001 4990 8369

Или оформите ежемесячную подписку

Даже маленькая помощь вдохновляет на новые материалы. Спасибо, что вы здесь!