"Максимилиан Иосиф не был человеком большого военного опыта, но он осознавал фундаментальные пороки вооруженных сил своего государства. Унаследовав отцовский трон в феврале 1799 года, вскоре он запретил продажу офицерских должностей, заложив тем самым основу для дальнейших изменений в офицерском корпусе. Он также отменил столь непопулярную форму Румфорда, вернувшись к традиционным баварским синим мундирам и введя раупенхельм [Raupenhelm ー нем. каска с гусеницей ー С.Е.], который станет характерным головным убором баварской армии на многие годы.
Дальнейшие военные преобразования были отложены из-за возобновившейся войны с Францией. Но в 1804-1805 годах Максимилиан и его советники предприняли целый комплекс мер, которые превратили баварскую армию в современную, национальную силу. Ключом к этим реформам было объявление всеобщей конскрипции [т.е. призыва ー С.Е.] в 1804 году. И хоть подавляющее большинство солдат Баварии продолжало набираться из низших слоёв, мобилизационные возможности были значительно расширены. Это в свою очередь привело к армии, которая в большей степени стала отражением собственной нации. До этого не было ничего необычного в том, чтобы преступников приговорили к службе в армии; теперь же служба Королю и Стране стала долгом каждого гражданина.
В целях сделать армию более привлекательной, увеличить её эффективность и возвысить в глазах общества, условия как для офицеров, так и для простых солдат были существенно улучшены. Под отеческим присмотром Максимилиана также были предприняты шаги по модернизации управления, организации и медицинской службы. Коллективные наказания не отменялись, но были смягчены, а у солдат оставались каналы, по которым они могли подать жалобу о дурном обращении. Поощрялись новые, более либеральные взаимоотношения между офицерами и их подчиненными. Солдаты больше не были простыми наёмниками или преступниками (или и тем, и другим сразу), но гражданами на службе своей стране. Офицеры больше не были всего-навсего молодыми аристократами, назначенными на ответственные посты только благодаря богатству, но людьми, доказавшими свои военные способности и получившими звания благодаря заслугам.
При проведении этих реформ баварское правительство осознанно шло по французскому пути. Французское влияние особенно чувствовалось в области тактики. Чтобы повысить маневренность на поле боя, баварцы переняли небольшие подвижные колонны, а также внедрили бой в стрелковой цепи как нормальный тактический приём в арсенале командиров. Таким образом, главный автор новых предписаний для пехоты, генерал-лейтенант Бернгард Граф фон Деруа, инициировал переход баварской армии от закостенелых линейных построений войн XVIII века к стремительной, гибкой тактике Наполеоновской эпохи.
Организация, обучение и материальная часть артиллерии также были заметно улучшены по примеру французов. Эта заслуга принадлежала главным образом Якобу Графу фон Мансону, переселившемуся французу и ученику знаменитого Грибоваля. Он сводил пушки в постоянные батареи, увеличил число артиллеристов, возродил конную артиллерию и продвигал тактику использования орудий большими массами. В дополнение к этому в 1806 году был сформирован батальон обоза, который должен был повысить мобильность артиллерии в полевых условиях. Впервые опробованные в кампаниях 1806-1807 годов, эти нововведения самым положительным образом сказались на эффективности баварской артиллерии; но свои главные плоды усилия Мансона принесли в кампанию 1809 года.
Стремление перекроить армию по французскому образцу объясняется как внутренними, так и внешними причинами. Внутренне Баварией двигало естественное желание подражать победоносным армиям революционной Франции и оставить в прошлом свою военную слабость. Наличие эффективной военной машины также означало, что Бавария скорее сможет с Францией договориться, а не просто подчинится желаниям Наполеона. К тому же реформа армии была лишь частью общих преобразовательных усилий, которые охватили все структуры государства и общества по мере того, как Максимилиан решительно вёл Баварию из XVIII столетия в новый век. Внешние же причины состояли в том, что Наполеон требовал от Баварии содержания армии в 30 000 человек и чтобы его соратники из Рейнского союза следовали определённым французским стандартам.
Из-за давления этих требований и в огне боёв 1805, 1806 и 1807 годов новая баварская армия и была выкована. Она пройдёт все сражения кампании 1809 года от первого до последнего, удостоившись за свои действия на поле боя признания в равной степени и друзей, и врагов.
В январе 1809 года армия Максимилиана состояла из 13 полков линейной пехоты, 7 батальонов лёгкой пехоты, 6 кавалерийских полков, 16 артиллерийских батарей, а также 1 гарнизонного полка. В ходе войны 1809 года был набран ещё целый ряд резервов, частей национальной гвардии и других подразделений, но о них позднее. Линейные полки получили номера с 1-го по 11-й, к которым впоследствии были добавлены 13-й и 14-й. Причина этой парадоксальной ситуации в том, что в 1806 году в 12-м полку был поднят мятеж. Чтобы смыть позор, постигший армию в результате этого инцидента, полк был расформирован, а сам номер «12» был исключён из списков Баварской армии (его восстановили лишь в 1814 году).
Униформа пехоты была необычной в двух аспектах. Во-первых, в эпоху, когда большинство армий германских государств носили тёмно-синюю или белую форму, король Максимилиан одевал своих людей в традиционный васильковый цвет Баварии. Во-вторых, венчал эту униформу раупенхельм ー высокий чёрный кожаный шлем с чёрным гребнем, называемым гусеницей. Несмотря на то, что этот головной убор был очень по вкусу баварцам, а также защищал голову от сабельных ударов, он был тяжёлым, громоздким, а меховой гребень во время дождя впитывал воду, как губка. Зато унтер-офицерам было очень удобно хранить в нём свои записные книжки.
Структура всех 13-ти линейных полков была одинаковой: два батальона по пять рот в каждом. Две роты (по одной на каждый батальон) обычно служили в качестве полковых депо. Они оставались в тылу для осуществления хозяйственных функций и подготовки личного состава, в то время как остальные роты отправлялись на зов пушек. В полковые депо прибывали новобранцы, там их готовили, а затем отправляли в боевые батальоны. Каждая рота насчитывала 180 человек, включая 20 стрелков (Schützen) ー обученных застрельщиков, предположительно вооружённых нарезными винтовками. Таким образом, общая штатная численность батальона в поле составляла 720 человек, плюс офицеры, музыканты и мастеровые. В среднем баварские пехотные полки, начавшие кампанию 1809 года, насчитывали около 1600 солдат и офицеров и от 300 до 500 человек находились в полковых депо."
Друзья! Я возобновляю публикацию переводов отличной монографии Джона Гилла "С орлами к славе. Наполеон и его германские союзники в кампанию 1809 года". Как обычно, со следующей недели на Boosty и Sponsr будут расширенные (примерно в 1.5-2 раза) версии этих переводов.
================
Нравится проект? Поддержите его на Sponsr или Boosty и читайте расширенные версии переводов зарубежной литературы.
https://sponsr.ru/eg_hist/
https://boosty.to/eques_gallicus
#EG_Новое_время #EG_наполеоника #EG_переводы