Макс Литвинов специально для проекта @wargonzoya
«Деньги – нерв войны». Лаконичная формула Цицерона не утратила актуальности в наши дни. Европа лихорадочно ищет ресурсы для Украины. Один из источников – заблокированные в странах Запада российские активы.
Их общая сумма оценивается примерно в 300 млрд евро. Из них более 200 млрд находится в Евросоюзе, в основном на счетах бельгийской компании Euroclear.
Радикальная точка зрения состоит в том, чтобы активы полностью конфисковать и передать Украине. На таком решении особенно настаивают США и их европейские агенты влияния.
Но возобладала более умеренная позиция, которой придерживаются ведущие страны ЕС. По их мнению, Украине следует передавать лишь доходы от реинвестирования активов. Прогнозируемая прибыль в 2024-2027 гг. составит 15-20 млрд евро. От 2 до 3 млрд Киев сможет получить уже в июле этого года. Если, конечно, будет достигнуто согласие всех стран Евросоюза.
Нет сомнений, что европейское начальство с удовольствием бы присвоило (украло) российские деньги в полном объеме. Но тревожат последствия.
Во-первых, такой шаг может убить репутацию еврозоны. Китайцы, индусы и арабы – международные инвесторы, как их политкорректно называют, – побегут из неё. Вряд ли их удастся убедить, что конфисковывают активы только у страны-агрессора, а мирным инвесторам ничего не грозит. Кто знает, кого следующего объявят «агрессором»?
Во-вторых, с высокой вероятностью прилетит симметричная «ответка» со стороны России. Сумма западных активов, все еще находящихся в РФ, оценивается в 263 млрд евро.
В-третьих, передача российских активов Украине категорически противоречит международному праву. Даже при нынешней политической ситуации нет гарантий, что Россия не докажет в международном суде свою правоту.
Сможет ли Украина использовать полученные средства на военные цели? Глава Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен настаивает на том, чтобы предоставить Киеву такое право. Однако ряд стран ЕС заявили о своем несогласии и считают, что деньги могут быть выделены только на «восстановление Украины».
Но, допустим, часть средств всё-таки будет потрачена на военные нужды. Это продлит страдания, принесет новые смерти и разрушения, но не переломит ситуацию на поле боя. Война пожирает ресурсы в невероятных объемах. На днях Пентагон, передавая Украине боеприпасы (ракеты, артиллерийские снаряды, патроны к стрелковому оружию) на сумму $ 300 млн из своих сокровенных резервов, признал, что этого хватит лишь на пару недель боев.
Уже подсчитано, что обсуждаемая на Украине мобилизация 500 тысяч новобранцев обойдется примерно в 15 млрд евро. Откуда возьмутся такие деньги?
Потуги Евросоюза заменить США в роли главного спонсора Украины пока выглядят неубедительно. Европейские чиновники жонглируют числами, миллиардами евро, СМИ их массово тиражируют, и у людей складывается ощущение, что военная помощь Киеву идет непрерывным гигантским потоком. Но если вникнуть в эту арифметику, то обнаруживается, что анонсированные «новые» пакеты нередко являются частью прежних, выделенных ранее. То есть, по сути это не дополнительная помощь Киеву, а компенсация расходов стран ЕС.
Европейские склады с вооружениями и боеприпасами опустели. Можно собрать в складчину денег и купить у третьих стран – что сейчас и пытаются осуществить со 155-мм и 122-мм снарядами в рамках так называемой «чешской инициативы». Но и тут что-то пошло не так. Говорили, что снаряды уже в пути и вот-вот прибудут на Украину, а теперь выясняется, что первая партия поступит только в июне.
*наш проект существует на средства подписчиков, карта для помощи
4276 3801 4149 1378