На рубеже XIX - XX веков жил и творил австро-немецкий экономист-марксист Ру́дольф Ги́льфердинг (нем. Rudolf Hilferding; 10 августа 1877, Вена, Австро-Венгрия, ныне Австрия — 11 февраля 1941, Париж). В 20-х годах XX века дважды успел поработать министром финансов в Веймарской республике.
Главный его научный труд - "Финансовый капитал" (1910), где он попытался развить теорию Маркса для новых экономический условий - расцвет акционерных обществ и создание монополий.
Именно материалы этой книги использовал В. И. Ленин в своей знаменитой работе «Империали́зм, как вы́сшая ста́дия капитали́зма. Популярный очерк» (1916).
Но вернемся к "Финансовому капиталу". Книга сама по себе довольно интересна, дает представление о развитии капитализма той эпохи, особенно центрально- европейской (Германия, Австро-Венгрия) ,анализ рыночных практик того времени и так далее.
В ней, наряду со множеством фактов, таблиц, формул присутствует и парочка блестящих литературных абзацев. Один из них описывает историю денежного обращения капитализма через любовь мужчины к женщине.
Приведу его полностью:
Деньги в их блистающей золотом форме — первая пламенная любовь молодого капитализма. Меркантилистская теория — его любовное послание. Это—сильная и великая страсть, просветленная всем сиянием романтики. Чтобы добиться обладания своею вожделенной возлюбленной, он совершает всевозможные героические деяния, открывает новые части света; ведет все новые и новые войны, создает современное государство, и в своем романтическом экстазе уничтожает основу всякой романтики— Средневековье. Он входит в годы и в разум. Классическая теория научает его презрению к романтической внешности : он старается устроить солидный уют в своем собственном доме, в капиталистической фабрике. С ужасом взирает он на преисполненные жертв ошибки своей молодости, он презирал домашнее счастье. Рикардо раскрывает перед ним весь вред его дорогих ухаживании за золотом. Вместе с ним он жалуется на производительность „high-price of bullion" (высокой цены слитков). Теперь он пишет возлюбленной свои отказы на бумаге — на банковых билетах и векселях. Правда, он старается удержать за собой известные права, и currency-школа требует от скромной бумаги, чтобы она в своем поведении сообразовалась со своей блестящей предшественницей. И чем более стареет он, тем утончённее становятся его потребности, Оп прожил свою молодость, расточительная и сильная страсть уже не в его вкусе; припадок М И С Т И К И охватывает его: спасает только вера. Джон Лоу возвещает новое евангелие: просвещённый презирает плоть и ищет прибежища в духе. Еще раз он переживает приступ высочайшего блаженства. И вдруг его, хранившего долгое воздержание, потрясает старое желание. Внезапно исчезает упование на возможность удовлетворения одной только верой. Жадно стремится он удостовериться, сохранилась ли его старая сила. Кредит трещит по всем швам, и, внезапно покинутый кредитной операцией, отчаиваясь, он возвращается к своей первой любви: к золоту. Сотрясаемый лихорадкой кризиса, никакую жертву не считает он слишком большой для того, чтобы возвратить возлюбленную. Он уже думал, что освободился от ее чар, — и, потрясенный паникой, с содроганием убеждается в своей зависимости. Однако это — спасительные кризисы. Мало-по малу он научается постигать характер той, что нагоняет на него ужас, хотя он не может отделаться от своей привязанности к ней. Конечно, он оставляет тщетное стремление отречься от нее: ревнивее, чем когда-либо раньше, старается удержать ее и в особенности положить конец ее опасной склонности к путешествиям за границу. Однако его власть укрепляется все больше, все меньше позволяет он связать себя золотыми цепями. Некогда столь требовательная возлюбленная приучается к скромности и, наконец, довольствуется ролью резерва на тот случай, если новые разочарования заставят неисправимого искать у нее убежища. А если иногда ее
требовательность и растет, если по временам она отказывает во всякой помощи, то это продолжается недолго, — и прежнее положение восстанавливается снова. Единодержавие окончательно утрачено золотом.
Заканчивается эта история началом XX века, а ведь впереди еще много событий:
- первая мировая война и отмена золотого стандарта в большинстве развитых стран
- попытка восстановления в 20-х годах и окончательное крушение в 30-х.
- послевоенная Бреттон-Вудская система на основе золота и доллара США.
- окончательный отказ от золота в денежных делах в 70-х годах.
Найдется ли кто-то способный описать продолжение такой же стилистике?
Или попросить искусственный интеллект ChatGTP?
Удачи и трезвого анализа в ваших инвестициях!!!
P.S. Подписывайтесь на мой телеграмм-канал: