Согласно буддийской психологии, в этом человеческом мире человек воспринимает свое ,,я", свою личность, неотрывно от восприятия собственного тела. То есть личность как бы наклеивается сверху на восприятие тела.
У человека есть какая-то история, имя, качества. Он хороший, добрый, нервный. С ним происходили какие-то события. Он творческий, он не творческий. Он женщина, он мужчина. Он ищет чего-то, он ничего не ищет. Эти качества, которые на самом деле принадлежат сознанию, а не телу, как бы наклеиваются на тело и человек воспринимает себя и других абсолютно единым и слитым с телом.
Когда, например, встречаются два человека и начинают общение, то на самом деле встречаются два сознания, но они воспринимают это, как встречу двух тел. Потому что они не воспринимают себя, как сознание. Даже когда тела находятся в физическом взаимодействии - например, они дерутся - то на самом деле все данные от их драки, физические ощущения и эмоциональные, воспринимает сознание, но кажется, что взаимодействуют два тела, а не два сознания. Сознание просто использует два тела, как орудие для своих действий.
Есть такое выражение: ,,потерять сознание". ,,Потерять сознание" можно тогда, когда сознание перестаёт воспринимать себя, как тело. То есть оно воспринимает само себя и какие-то другие вещи, но оно не воспринимает себя, как тело. В этом случае тело превращается в полу труп. Оно еще не совсем умерло, но оно уже не может ничего воспринимать. Поэтому когда, например, два человека дерутся и один из них потерял сознание, а второй продолжает его при этом в ярости колотить, то тот, который потерял сознание, ничего не чувствует, несмотря на то, что все физические органы у него находятся в таком же состоянии, в каком были до этого.
Также, например, если два индивидуума занимаются сексом, и, допустим, если женщина при этом мертвецки пьяна, то она тоже не воспринимает ничего из того, что с ней происходит, несмотря на то, что все её органы находятся в том же самом состоянии, в котором они были тогда, когда она не была пьяна. То есть, если отсутствует сознание - отсутствует и восприятие. Тело – это всего лишь инструмент, с помощью которого сознание воспринимает измерение человеческого бытия.
Примерно, как бинокль. С помощью бинокля мы можем видеть вещи, которые находятся далеко и которые без бинокля мы видеть не можем. Но это не сам бинокль видит эти вещи. Это мы видим их с помощью бинокля. Так же мы воспринимаем человеческий мир с помощью тела. Но при этом полностью отождествлены с этим телом.
Проблема заключается в полном отождествлении с телом. Например, когда мужчины и женщины прекрасным теплым летним вечером гуляют в парке, то на самом деле это гуляет сознание, которое схватывает тела и двигает их в том пространстве, которое люди определяют, как ,,парк". Но ими самими всё воспринимается, как красивые, привлекательные женщины, милые детишки и мужественные смелые мужчины, которые отдыхают вечером в парке.
Привязанность к телу является самой сильной из привязанностей, которые
есть в этом мире. Привязанность не в том смысле, что людям нравится своё тело. Они могут ненавидеть своё тело, могут постараться изменить его, могут хотеть избавиться от своего тела и иметь какое-то другое. Они могут презирать свое тело. Имеется ввиду привязанность в том смысле, что люди неизбежно отождествляют себя с собственным телом.
Для того, чтобы перестать отождествлять себя с собственным телом, сознание должно
реализовать свою подлинную природу, подлинную идентичность. Когда оно реализует свою собственную природу, собственную идентичность, то это состояние называется ,,ригпа". Всё вИдение мира при этом меняется в сторону свободы.
И когда состояние ригпа реализовано, то оно понимает, что сознание идет своим путем, а тело идет своим путем. Какое-то время они вместе, но потом их пути расходятся.
У тибетцев есть такая поговорка: ,, Спеши практиковать, пока тело и ум всё ещё вместе".
Поэтому практически все буддийские практики имеют своей целью именно разотождествление сознания и тела, разотождествление сознания и физической формы, освобождение сознания из физической формы.
Практика Чод.
Первым практиком Чод в Тибете была тибетская девушка Мачиг Лабдрон, которая была страстным и преданным адептом сутр Праджняпарамита.
Она изучала сутры наизусть, рецитировала их с огромной скоростью и всегда находилась в контакте с этими сутрами.
,,Праджняпарамита" – это ,,мудрость, переносящая на другой берег". То есть, это мудрость, переносящая тебя из обычного человеческого вИдения в вИдение знания. Мудрость, трансцендирующая человеческий мир, выносящая его за скобки.
Спустя некоторое время Мачиг Лабдрон встретилась с индийским мастером Падампа Сангье - индийским странствующим йогином, и он передал ей практику, которая должна была реально помочь девушке очень быстро реализовать смысл сутр Праджняпарамита. Это была практика Чод.
Практика Чод - довольно эксцентричная. Для нее требуются различные атрибуты. Например, маленький барабан дамару, труба ганлин, изготовленная желательно из берцовой кости 16-летней девушки. (При этом не говорится, куда должны использоваться остальные части 16-летней девушки 🙂).
Во время практики поют очень красивую и щемящую мелодию.
Практика заключается в следующем. Практикующий визуализирует, что он собирается поднести своё тело своим кармическим кредиторам,
которым он задолжал на протяжение своих многочисленных прошлых жизней.
Он призывает этих кармических кредиторов прийти к нему и взять его тело, которое он им готов отдать в качестве долга.
Практик подробно визуализирует, как разрубает это тело на куски и реально раздает куски этого тела всем, кто желает у него их взять.
Он многократно произносит слог ПХЭТ - ,,отсекаю".
Если это сделано с хорошей концентрацией, с хорошими творческими способностями, то в момент, когда он это делает, человек, действительно, чувствует, что оказался без тела.
У него больше нет тела, но при этом сам он - ЕСТЬ. Человек понимает, что лишиться тела - не означает лишиться самого себя. И в этот момент, в силу благословения практики, его сознание может реализовать свою подлинную природу, свою подлинную идентичность и пребывать в этом состоянии какое-то время.
То есть смысл практики в том, чтобы сознание поняло, что с лишением тела оно не лишается самого себя. Наоборот, обретает само себя.
То же самое, например, происходит в смерти. В смерти мы не можем больше пользоваться нашим физическим телом, но мы продолжаем БЫТЬ. У нас нет тела, но есть мы.
Если в этот мир, наконец, упадет одна тысяча атомных бомб, то всё, что останется в этом мире, это будем мы. У нас не будет тел, будет кружиться ядерный пепел, но мы останемся на прежнем месте. Потому что сознание невозможно убить.
Это будет для нас очень большим удивлением.
Практика ЧОД направлена на то, чтобы с помощью шоковой терапии реализовать это состояние.
Надо сказать, что практика Чод становится удачной, когда образ жизни практикующего, его отречение и состояние сознания соответствуют этой практике.
Эту практику обычно практиковали в Тибете странствующие йогины, которые странствовали без
всякого имущества по бесконечным равнинам и горам Тибета, практически даже не зная, когда и куда они пойдут на следующий день. Эти йогины, как рассказывают, вставали с утра, брали в руки камень на веревке, быстро-быстро крутились вокруг своей оси и в какой-то из моментов швыряли камень. Камень улетал и после этого они шли весь день в том направлении, в котором этот камень улетел. Время от времени йогин останавливался и делал практику чод.
Довольно странно выглядят группы, скажем, американских рафинированных буддистов, которые приезжают в Индию и делают практику чод.
От них так и пахнет экологически здоровой пищей и оздоровительными массажами. Закончив восклицать ПХЭТ и разрезать на куски своё тело, они отправляются в свой дорогой ресторан, в свою дорогую гостиницу есть свою дорогую и экологически чистую еду.
При таком подходе практика дает мало результатов.
Есть множество традиций практик чод. Чод часто реально делают на кладбищах. Это не всегда культурные западные кладбища с памятниками и цветочками. На тибетских кладбищах иногда до сих пор тела разрубают на куски и кидают на корм стервятникам.
Когда ты достигаешь определенной интенсивности в этой практике, то к тебе, действительно, начинают приходить кармические кредиторы. Могут приходить духи и могут возникать необыкновенно страшные явления,
которые - если ты достаточно крепкий практик - ты можешь преодолеть. Это помогает реализовать пустоту этих явлений и освободиться от них.
Для этого надо, чтобы твое намерение и твоя мотивация были искренними.
Практика ЧОД очень экзотична и сейчас очень многим нравится изображать из себя практика ЧОД. Потому что ты надеваешь специальные одежды, у тебя спутанные волосы, ты поешь, стучишь в барабан и дуешь в трубу, сделанную из бедра 16-летней девушки.
Кстати, недавно в Индии был скандал на таможне, когда задержали туристов, которые пытались провезти несколько ганлинов, сделанных из человеческих костей.
Но если у тебя нет реальной мотивации, то ничего, кроме театрального представления, твоя практика не даст. Это будет театральное представление. Суть практики таким образом реализовать невозможно.
Когда ты живёшь в тибетском поселке, то, выйдя вечером на крышу, всегда можно услышать звуки дамары, дудения ганлина и крики ПХЭТ то оттуда, то отсюда.
Время от времени можно увидеть какого-нибудь старичка, который скромно живет в маленькой комнате, где стоят только кровать, стол и стул. Он сидит перед своим домом и вечерами практикует ЧОД.
Ему ничего больше не надо. Он свободен от надежды и свободен от страха.
На русском языке выходила книга Мачиг Лабдрон ,, Отсекая надежду и страх".