Взаимодействие с ребенком, который развивается нетипично, может быть очень интересным и наполняющим. Маленькие победы дарят большие радости. Вложенные тепло и вовлеченность, возвращаются чувством удовлетворения и гордости собой.
Но это же взаимодействие может истощать и разочаровывать. Слишком много оказывается недостигнутых целей и нереализованных ожиданий (в том числе, ожиданий от самих себя).
Как сохранить эффективность родителям и специалистам, работающим с нетипично развивающимися детьми?
▪️ Отдавать высший приоритет собственным витальным потребностям: хороший сон, полноценное питание, здоровый баланс между физической активностью и отдыхом. Это та база, которая сделает возможным все остальное.
Например: Я постараюсь организовать свою жизнь так, чтоб в ней было не менее 8 часов сна ежедневно, трехразовое питание, богатое клетчаткой, сложными углеводами и белком, и легкая пробежка перед ужином.
▪️ Быть в контакте со своими ценностями. Знать ответ на вопрос: «Для чего я работаю с ребенком? Каким родителем/специалистом я хочу быть? Что для меня важно в отношениях с ребенком?»
Например: «Я выберу быть принимающим и включенным родителем/специалистом, который создает благоприятные условия для раскрытия потенциала ребенка, учитывает его интересы и желания, относится к нему с уважением и пониманием. Я буду помнить, что это мое желание, ценность, миссия — помогать ребенку чувствовать себя уверенным, довольным и счастливым».
▪️ Ставить реалистичные цели, которые соответствуют ценностям и учитывают в равной степени собственные возможности, а также возможности ребенка и окружающей среды.
Например: Я откажусь от цели починить ребенка и сделать его максимально похожим на сверстников, но постараюсь помочь ему преодолеть сложности, с которыми он сталкивается из-за сенсорных особенностей и научить сообщать окружающим о желаниях и потребностях».
▪️ Не предъявлять к себе требований быть самоотверженным, совершенным, безупречным, безошибочным родителем/специалистом. Вместо этого относится к себе с состраданием и благодарностью за все попытки улучшить жизнь ребенка и помнить о собственной естественной ограниченности в возможностях и ресурсах, которые вы можете использовать для помощи ему.
Например: Я не стану ругать себя, за то, что до сих пор не получилось научить ребенка целевому навыку, не назову никчемной и бесполезной, не скажу, что если бы была хорошим родителем/специалистом, то тогда точно все получилось бы.
Вместо этого я напомню себе:
Что очень бы хотела быть тем, кто легко и быстро может научить ребенка чему угодно, но возможно ли это в данных условиях?
Что у меня, к сожалению, нет волшебной палочки, чтоб превратить себя во всемогущего волшебника, а ребенка в момент избавить от трудностей.
Что я такая, какая есть, живая и настоящая, тоже неплохо справляюсь и делаю очень много на благо ребенка.
Что я, совершенно точно, и дальше буду стараться делать все, что мне под силу, и следовать намеченному пути. Ведь это моя ценность и мой выбор — быть проводником для аутичного ребенка.
▪️ Создавать в своей повседневной жизни островки радости, удовольствий и безмятежности.
Например: Я так организую свой день, чтоб у меня были перерывы, в которых я могу немного отдохнуть и расслабится. Это могут быть чашка кофе или чая, чтение книги, дневной сон, общение с друзьями, прогулка, вечерняя ванна, кино, рисование, тисканье домашних питомцев, вязание и что угодно еще. И обязательно выделю, как минимум, один полноценный выходной на неделе, который я полностью освобожу от всех задач и буду делать только то, что радует и расслабляет.
▪️ Отказаться от выполнения тех задач, которые вы делать не хотите. Не хотите заниматься с ребенком — не занимайтесь. Делегируйте, меняйте профессию, привлекайте членов семьи, меняйте цели, снижайте планку. Все, что угодно. Выбор всегда остается за вами: делать эту работу или отказаться от того, ради чего вы взялись за нее.
Например: Я не стану заставлять себя заниматься с ребенком, не буду говорить себе, что должна. А просто напомню себе, что хочу быть тем, кто помогает маленькому человеку с его трудностями, кто учит жить и получать радость от жизни, кто открывает ему новые возможности и дарит целый мир. Напомню, как много я обретаю от этих занятий (от профессионального роста, если я специалист, до большей свободы в будущем, если я родитель). И я скажу себе, что могу не заниматься, если не хочу. Но ведь я хочу!