«Коня на скаку остановит, в горящую избу войдёт». А заодно отправится в кругосветку, получит «Оскар» и… ворвётся в историю литературы! Наша редакция собрала всего несколько примеров того, какие невероятные писательницы творят истории, которыми мы заслушиваемся.
Надежда Тэффи
Смешила и очаровывала своей прозой всех: от Ленина и Николая II до Ильи Репина и Григория Распутина
Её называют первой русской юмористкой начала XX века и неповторимым явлением русской литературы. Скрываться за мужским псевдонимом, как тогда вынуждены были делать почти все писательницы, Тэффи не хотела, утверждая, что это «малодушно и трусливо». Вместо этого ей хотелось «что-нибудь непонятное, но однозначно счастливое». Так Надежда Лохвицкая стала Тэффи. После революции 1917 года, оказавшись в Париже, она продолжила писать и печататься, а также оказывать помощь соотечественникам в похожем положении, хотя ей самой было совсем не легко. Об этом и о многом другом повествуют её трагикомические мемуары «Ностальгия». Аудиоверсию романа проникновенно и трепетно исполнила актриса Юлия Яблонская, для которой озвучить «Ностальгию» было давней мечтой.
Яна Вагнер
Предсказала пандемию и покорила Netflix
Однажды за просмотром очередного фильма про конец света Яна Вагнер задумалась: «А что бы сделала её семья, если завтра наступит апокалипсис?» Так появился на свет её небольшой рассказ в «Живом журнале», а позже, в 2011 году — роман «Вонгозеро», ставший моментальным хитом российской литературы. В 2019 году по мотивам романа сняли экранизацию «Эпидемия», которая вошла в топ-10 самых популярных зарубежных сериалов года Netflix, а Стивен Кинг написал про него в Твиттере: «Чертовски хороший российский сериал».
А потом наступил 2020 год, и уже прославленный роман Вагнер стал ещё и невероятным пророчеством: все мы как будто стали героями её книги (за исключением ходячих мертвецов… но и без них проблем хватало). В этом году вышел новый роман писательницы «Тоннель» — один из самых ожидаемых за последние пять лет. Какое пророчество несёт новая книга Вагнер? Скрещиваем пальцы и глядим в оба!
Дина Рубина
Добилась признания, преодолев все преграды
Самый первый рассказ Дины Рубиной, «Беспокойная натура», был напечатан в журнале «Юность», когда ей было 16 лет. В 24 года она стала членом Союза писателей УзССР, тогда — самым молодым в стране. Потом был переезд в Москву. А в 1990 году писательница с семьёй эмигрировала в Израиль. О первых годах в новой стране Дина Ильинична рассказывает так:
Было, само собой, нелегко. И срывы были, и отчаяние, и эйфория — всё своим чередом. Сейчас так много написано об эмиграции и о стрессе, который она с собой несёт, — даже самая благополучная эмиграция. А у нас она была очень сложной: писатель и художник в стране иного языка и иных традиций, да крошечная дочь, да подросток-сын… И ничего в карманах: всё, что было нажито, мы оставили в России. Я много раз писала об этом. Иногда даже не верится, что это происходило с нами. И тут речь не о том, чтобы «прощать друг другу» — у нас как-то с самого начала семейной жизни не стоял вопрос о чьей-то вине в самых разных ситуациях… Просто мы сразу почувствовали, что, только прижавшись друг к другу, сможем выстоять.
К счастью, Дина Рубина продолжила заниматься литературой, и сейчас её романы знают и читают все, от любителей лирических новелл и семейных саг до фанатов захватывающих детективов. На сегодняшний день Рубина — одна из самых популярных и любимых авторов в современной русской литературе, заслуженный современный классик российской прозы.
В своём сборнике «Не вычёркивай меня из списка…» писательница вспоминает истории из детства. Некоторые из них наполнены нежностью и смехом, некоторые — неумолимым горем и болью, но все они без исключения написаны со всепоглощающей и абсолютной любовью. Аудиоверсия в исполнении Дины Рубиной бережно передаёт удивительно точные и тонкие авторские интонации этих очень личных историй.
Фэнни Флэгг
Исполнила сразу несколько заветных жизненных сценариев
При изучении биографии Фэнни Флэгг может показаться, что она успела реализовать мечты сразу нескольких человек! Первую телевизионную программу Флэгг спродюсировала в 19 лет. В 1970 году прославилась как актриса, снявшись в известном фильме «Пять лёгких пьес» вместе с Джеком Николсоном. Правда, тогда у звезды ещё не было ныне известного всем псевдонима, и все знали её как Патрицию Нил. Но и этого было мало: Флэгг достигла невероятных высот и в мире литературы, написав несколько фантастически популярных романов. Один из них — «Жареные зелёные помидоры» — не только стал бестселлером по версии New York Times, но и получил хитовую киноадаптацию. Фильм по роману собрал в прокате более 120 миллионов долларов и был отмечен множеством наград, в том числе двумя номинациями на «Оскар», одна из которых — за лучший сценарий, написанный самой Флэгг.
Долгожданное продолжение этого романа, «Возвращение в кафе “Полустанок”», стало незабываемым подарком для каждого фаната её творчества. Аудиоверсия романа такая же звёздная, как и его автор: её исполнила Наталия Казначеева, легенда отечественного дубляжа, подарившая свой голос более чем 500 героиням известных кинофильмов и сериалов.
Андрэ Нортон
Стала первой женщиной-гроссмейстером фантастики
Сейчас Нортон называют «Великой дамой научной фантастики и фэнтези», но так было не всегда. После публикации своего первого романа тогда ещё Элис Нортон взяла себе псевдоним Андрэ и даже официально сменила имя. К этому её во многом подтолкнули издатели, убеждая, что основной аудиторией её книг станут мальчики-подростки и под женским именем нормальной карьеры ей не сделать. Сейчас Андрэ Нортон — одна из самых монументальных писательниц в своём жанре. Она стала первой женщиной, удостоенной звания «Гроссмейстер фантастики». Послушайте аудиоверсию одного из культовых хитов мирового фэнтези — романа «Колдовской мир» в неповторимом исполнении Кирилла Радцига.
Энн Тайлер
Сумела пройти непростой путь к писательству
У Энн Тайлер было далеко не самое безмятежное детство. Родившись на ферме в многодетной семье квакеров, девочка не ходила в школу до одиннадцати лет — из религиозных соображений её родителей. Вместо учёбы и общения со сверстниками Тайлер занималась готовкой и ухаживала за животными. Детские годы, проведённые в труде и хозяйстве, во многом изолировали её от других, в буквальном и переносном смысле: из-за разницы в жизни и воспитании у Тайлер не было почти ничего общего с другими детьми. И всё же, несмотря на родительское влияние, она не пошла по их стопам, а закончила школу и поступила в университет, на факультет русского языка и литературы. Тайлер запоем читала Достоевского и хотела сама стать писательницей. Её первые рассказы были опубликованы во многих престижных журналах, в том числе The New Yorker и Harper’s. В каждом из своих романов, принёсших писательнице мировую славу, Энн Тайлер остаётся одновременно традиционной и непредсказуемой, представив обычную и простую историю в таком необычном ракурсе, что у читателей захватывает дух от её глубины и жизненной точности. За роман «Уроки дыхания» Тайлер получила Пулитцеровскую премию.
Послушайте аудиоверсию одной из её лирических и мудрых семейных саг — «Французскую косичку», которую с безупречной точностью литературного критика исполнила Наталья Ломыкина.
Марина Степнова
Умеет рассказывать так, чтобы поверили
Марина Степнова признаётся, что в детстве мечтала стать врачом и благодаря своей маме провела не один час в операционной, наблюдая за долгими и сложными операциями и помогая медсёстрам менять перевязки. И хотя именно эта мечта Степновой не сбылась, многие главные герои её романов («Хирург», «Безбожный переулок», «Сад») — медики, описанные филигранно и в то же время правдоподобно, благодаря опыту юности.
По словам писательницы, назвать себя сценаристом ей гораздо проще, чем писателем. Ведь, как она сама говорит, титул писателя, особенно в России, это достаточно сакрализованное понятие. Оно не столько символизирует само творчество, сколько вклад в литературу и влияние, оказанное на читателя. Именно настоящий писатель создаёт мир, в который поверят так, будто он реальный. И у Марины Львовны это превосходно получается! Её культовый роман «Женщины Лазаря» завоевал признание и множество престижных литературных премий не только в России, но и за рубежом. В 2020 году британская газета The Guardian включила «Женщины Лазаря» в свой шорт-лист самых обсуждаемых и рекомендуемых к прочтению книг XXI века и в топ-10 лучших романов, действие которых происходит в России. Аудиоверсию книги можно послушать в неповторимой авторской озвучке.
Эмма Бэмфорд
Смело отправилась навстречу приключениям
Когда Эмма Бэмфорд рассказывает, что сюжет её дебютного романа «Глубокие воды» во многом основан на событиях из её собственной жизни, верится в это с трудом. Жизнь английской писательницы протекала своим чередом: девушка росла в обычной семье, поступила в университет на факультет английской литературы, выпустилась и начала карьеру журналистки, публикуя свои статьи в различных газетах и журналах. Но в один день, совсем как у молодой пары из «Глубоких вод», жизнь Бэмфорд перевернулась с ног на голову. Любовь к мореплаванию вскружила ей голову и сбила её с ног — прямиком на борт первого в её жизни судна. Бэмфорд уволилась с работы и отправилась в морское путешествие. Море заменило ей сушу, Эмма исследовала почти всю Юго-Восточную Азию, Средиземноморье и Карибы, изведала невероятные приключения — плавала с черепахами, гуляла с дикими карликовыми слонами, убегала от пиратов и знакомилась с островными племенами.
Именно так и появился на свет Амаранте — крохотный остров, ставший местом действия «Глубоких вод». Аудиоверсию зловещего детективного триллера, где романтическая идиллия обернулась кошмаром, исполнили Мария Орлова и Григорий Перель.
Материал подготовлен для сервиса Строки.
Вам может понравиться: