Что, серьёзно? Разве это не фундамент? А как же глубина и дисциплина ума? Как же понимание причин и следствий? Как же знание общих закономерностей, которое помогает разобраться в каждом конкретном случае? Как же логика, наконец?
В общем, есть много аргументов в пользу книжной учёности, потому что она приводит ум в состояние строгого порядка.
Приводит? Или должна приводить, но справляется не всегда?
Возьмём простой пример. Человек изучал естественные науки — сначала в школе, потом в университете. Они приучили его ум к пониманию причин и следствий, к знанию законов природы, в частности — законов сохранения.
Этот ум умеет сделать расчёт и построить прогноз, если это касается работы или чужой жизни. Диванная аналитика — это всегда пожалуйста. Но попробуйте спросить такого образованного и теоретически подготовленного человека:
— Друг, как ты применяешь математику и знание причин и следствий в планировании бюджета своей семьи?
— Как используешь теорвер при покупке страховок?
— Как твоё понимание политических процессов влияет на улаживание конфликтов с соседями?
— Как знание физиологии определяет твои кулинарные и пищевые привычки?
— Как чувство стиля, привитое тебе классическим искусством, проявлено в обстановке твоего дома? (И, кстати, уважаемый диванный искусствовед, это не твоя ли грязная кружка с присохшим чайным пакетиком стоит вон там, на полу у дивана, на стопке пыльных книг?)...
Книжное знание — великая сила. Потому что книги, особенно — классические, проверенные временем книги — это концентрат полезного опыта. Ну, предположительно — полезного :))
Но человек, который много читает, много думает и при этом ведёт жизнь, которой сам не рад (и при этом он свободный человек, не за колючей проволокой сидит) — такой человек вызывает у меня сложное чувство. Так и хочется иногда сказать:
— Друг, ты много думал. Этого пока достаточно. Всё, хорош уже думать. Выдели же хотя бы один день в неделю, чтобы всё надуманное воплощать в жизнь, а не закапываться в думы всё глубже. Пока ты думаешь о глобальном, твоя жизнь приходит в запустение. В общем, уберись дома. Позвони маме, что ли. Полей цветы. Что, эти уже засохли? Очень жаль. Тогда — купи цветы. Смени полотенца. Отложи немного денег и сходи к стоматологу. Выброси старый календарь, в конце концов, ведь уже март!
Хочется это всё высказать, но мы чаще молчим, потому что это его жизнь и его дело, а не наше. Это его кружка и его мама, и сам он очень умный человек. Всё ведь сам понимает.
В общем, всё чаще я думаю, что книжное знание, если из него не получать конкретных прикладных решений — это только повод для ложной гордости. И даже — повод для снобизма, я бы сказала. А уж если в человеке поселяется снобизм — всё, пиши пропало. Это потом так же трудно вывести из характера, как плесень со стен дома.
В общем, написала я это всё и подумала: «Эх, а твои-то собственные знания не заплесневели ли уже? Точно? Что там стоматолог?»
Пойду-ка чашку вымою, что ли... И мусор вынесу :))