Найти тему

Есть ли смысл учить ребенка с синдромом Дауна в школе

Зачем тратить девять лет своей жизни на то, что бы потом уйти в никуда? Именно так стали у меня спрашивать довольно часто. Ну оставили вы своего дауна в семье, ну и любуйтесь на него дома. Чего вы везде с ним лезете? Чему радуетесь? Чему тут гордиться? Забавно, но меня перестают раздражать такие товарищи. Я к ним привыкла. Особо рьяных отправляю отдыхать. Но вопросы они подкидывают, а это уже темы для разговора с более лояльными читателями и родителями таких же детей.

Я могу задать встречный вопрос. Если вам предложат жить с руками или без рук, что вы выберете? Ответ, я думаю, очевиден. Тогда почему вызывает удивление и даже раздражение наше желание развивать ребенка? Вы считаете, что у него нет мозга? Любое обучение - это тренировка для него. А школа - самый настоящий марафон. А потом будет марафон длинною в жизнь.

Именно школа становится моделью реального мира. Ребенок растет, взрослеет и будет сталкиваться с разными людьми на протяжении всей своей жизни. Будут такие же, как и он, но гораздо больше будет отличных от него. Именно в школе ребенок начинает учиться жить среди разных людей, начинает к ним приспосабливаться. Мой сын учится в коррекционной школе, по этому я не могу рассказать плюсы и минусы обучения в обычной, только выводы из наблюдения за другими детьми. Так вот у нас в городе я знаю человек пять, которые обучались и обучаются сейчас в обычной школе. Если сравнить с Савкиной коррекционной, то нахождение ребенка с синдромом Дауна в массовой школе довольно часто все равно бывает изолированным от остальных детей. Без поддержки со стороны взрослых взаимоотношения со сверстниками сводятся к тому, что ребенка не обижают или просто не замечают. Чем старше становится ребенок, тем сложнее выстраиваются дружеские связи как в школе, так и вне ее. Даже несмотря на дружелюбное отношение к ним одноклассников, ребенок оказывается менее вовлеченным в какие либо мероприятия, чаще остается зрителем , а не участником. В то же время, общаясь с родителями из других городов, я знаю о более успешном обучении детей с синдромом Дауна в общеобразовательной школе. Там, где более подготовленный ребенок и школа, в которой созданы условия для обучения, работают тандемом, результат впечатляет. Дети усваивают программу, имеют друзей и строят планы на будущую жизнь.

Что же касается коррекционных школ, то они более доступны большинству детей с синдромом Дауна. Но даже к ним ребенка нужно готовить. Не думайте, что учиться в коррекционной школе легко. Например у нас в классе 15 детей. Из них трое с синдромом Дауна. У остальных есть проблемы с поведением, педагогическая запущенность, ЗПР. Глядя на этих ребят, сразу и не поймешь, есть ли у них вообще какой-то диагноз. Не смотря на то, что Саву готовили к школе, ему было очень трудно по сравнению с этими детьми. Но за-то он за ними тянулся. Огромный плюс в том, что большая часть детей - речевые. Именно в школе у Савы пошел прогресс с речью. Кроме того, в нашей школе замечательный педагогический коллектив и очень позитивная атмосфера. У Савы нет тьютора, и в этом я вижу огромный плюс. Изначально его ни кто не водил за руку. Он прекрасно стал ориентироваться в школе, знал где столовая и туалет, учебный корпус и спальный. Самостоятельно переодевался на физкультуру, ходил к логопеду и дефектологу. На уроках тоже работает самостоятельно, за классом успевает. А программа 1 варианта все таки не легкая. Конечно, подготовка дала нам свои плюсы, но очень многое мы с Савой дорабатывали дома. И это тоже хорошо. Многие родители жалуются, что с ними дети не хотят заниматься. Но закончится школа, ребенок будет много времени находиться дома. И что, будет весь день сидеть и булочки жевать? Ведь и потом он не захочет делать то, что вы ему говорите. Ведь он к этому не приучен.

-2

Конечно большой плюс от школы - это друзья. Пусть их не много, потому что дети, которые ближе к норме, взрослеют быстрее и им уже не всегда бывает интересно общаться с Савой. Но все равно находятся общие увлечения. Сава часто берет в школу книги и они читают на переменах. В компьютерном классе играют в компьютерные игры, да и на уроках информатики Сава не отстающий.
В школе постоянно проходят какие-то мероприятия, замечательные праздники, спектакли, концерты, и Сава всегда получает роли, вместе со всеми поет, танцует, соревнуется. Он вовлечен во внеклассную жизнь, и это очень важно.
Еще один огромный плюс, о котором я пишу довольно часто, это уроки труда и социальной жизнедеятельности. В общеобразовательной школе этого совершенно недостаточно для детей с синдромом Дауна. Да и дома порой у родителей нет сил и желания , а порой есть страх, что ребенок уколется, порежется, испортит какую-то вещь. Глядя в школе, как что-то делают другие дети, ребенку тоже хочется попробовать. Более умелые ребята помогают остальным, все вовлечены в работу и это уже коллектив.

В журнале Журнал «Сделай шаг» № 2 (58) есть статья о выборе школы. Мне очень понравилось вот это высказывание:

Школа – это целых девять лет, которые могут стать прекрасными, а могут быть просто вырваны из жизни ребенка и его семьи.  Поэтому я очень советую всем, кто сейчас стоит перед выбором школы: обратитесь к своему сердцу и разуму, сделайте этот выбор с полной осознанностью, исходя из потребностей и возможностей ребенка, а не из собственных амбиций и нереализованных желаний.

Я подпишусь под каждым словом. Потому что примерно о том же была и моя статья.

Что же касается вопроса "какой смысл учить ребенка с синдромом дауна в школе?, то скажу так. Очень часто мы хотим, что бы наши дети были рядом, когда вырастут. Всегда ли это происходит? Увы! Но в нашем случае Савка всегда будет рядом с нами. Это не значит, что я не думаю о том, как он будет жить, если с нами что-то произойдет. По этому очень хочется, чтобы он мог жить и не быть обузой тем, кто будет рядом. Мы тоже не молодеем и конечно хотим , что бы Савка мог нам помогать. Он уже сейчас многое умеет и любит делать. Не маловажную роль в этом сыграла школа. У старших детей своя жизнь и мы рады, что они не зациклены на том, что в будущем кому- то из них возможно придется заботится о младшем брате. А мы, конечно, будем стараться по мере сил учить сына жить, и жить так, что бы его принимало общество.