Какая школа для дауна? Вы в своем уме? Да вы сами дауны. Чего только не наслушаешься, принимая решение, где обучать ребенка с синдромом Дауна после детского сада.
Еще лет 20-30 назад люди с синдромом Дауна считались практически необучаемыми. Они не посещали детские сады, их не брали даже в коррекционные школы. Доказать, что это не так, удавалось единицам. Но сейчас многое изменилось. Заместитель директора департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Министерства просвещения РФ Ирина Терехина отметила, что
Необучаемых детей нет, всех детей с инвалидностью нужно учить в меру их физических, психических, умственных возможностей — это основной для нас постулат.
Это высказывание относится и к детям с синдромом Дауна. Ни для кого уже не секрет, что такие ребята развиваются медленнее, чем дети без него. Это касается как физического развития, так и умственного. Но если им необходимо больше времени на то, чтобы научиться сидеть, стоять, ходить и говорить, то в итоге они все равно получают многие необходимые навыки. Скорость обучения зависит от конкретного ребенка. С образованием все сложнее.
Если посмотреть, как сейчас в мире подходят к образованию детей с синдромом Дауна, то можно заметить много отличий от нашей системы образования. Там стараются подходить к обучению индивидуально, в зависимости от потребностей ребенка. Часто это обучение в общеобразовательных школах, где созданы необходимые условия, и для каждого конкретного ребенка разрабатывается индивидуальная программа с использованием всех возможных ресурсов.
Ребенок с ОВЗ может обучаться: в обычном классе и получать необходимую помощь и поддержку со стороны специалистов учебного заведения; часть дня в обычном классе и оставшуюся часть дня – в специальном; в специальном классе с обеспечением всевозможной поддержки со стороны специалистов и группы консультантов; по реабилитационной программе с непрерывной поддержкой со стороны разных специалистов.
То есть, для ребенка с полусохранным интеллектом имеются свои классы, свои педагоги и своя программа для каждого. Но в то же время нет отказа и от специализированных школ для более тяжелых детей. Правда, помещают туда ребёнка лишь в крайних случаях.
Как обстоит дело с обучением детей с синдромом Дауна в нашей стране?
В России по закону дети с синдромом Дауна могут учиться в общеобразовательной школе. Обучение может быть организовано как совместно с детьми без инвалидности, так и в отдельных классах или организациях.
На деле все обстоит не так красочно. С одной стороны образовательные школы обычно бывают не готовы обучать таких детей. С другой - не готовы обучаться в этих школах сами дети. Кроме того, до сих пор существует проблема, когда психолого-медико-педагогические комиссии «ставят ребенку рекомендацию не обучаться в образовательных организациях», признавая их необучаемыми.
У каждого ребенка свои потребности: кому-то комфортнее учиться на дому, кому-то — в обычной школе с разными детьми, кому-то — в специализированной школе, где процесс подстроен под потребности детей с особенностями развития. Как я считаю, на первом месте должен стоять ребенок, а потом уже амбиции родителей. Школа - не столько место для социализации, сколько для получение знаний. До сих пор с времен СССР еще существует мнение, что коррекционная школа - маленькая тюрьма для тупых и недалеких. Пока не столкнешься с проблемой, не испытаешь на своей шкуре, как это - учить особого ребенка, не поймешь. Есть дети-звездочки и среди даунят. Можете не верить, но они есть, тянут программу, умеют общаться с обычными детьми, и их принимает коллектив. Только их единицы. Основной массе нужна, нет, необходима коррекционная школа. И даже в ней нужен индивидуальный подход. Более сохранные дети возьмут начальную школу, научатся читать, писать, считать, получат трудовое обучение. Вполне возможно, что смогут жить самостоятельно, но под присмотром родственников или патронажем социальной службы.
Дети с менее сохранным интеллектом тоже обучаются по программе начальной школы, но берут минимум, а основная программа будет рассчитана на освоение бытовых навыков. У нас в школе есть кухня, где детей учат кипятить чайник, резать хлеб, включать плиту, готовить несложные блюда. Есть предмет ОСЖ (основы жизнедеятельности), где приучают убирать за собой со стола, убрать комнату, застелить кровать и т.д. Этим же навыкам, кстати, обучается и первая группа, но в большем объеме.
А есть сложные дети, которых нужно учить элементарному общению, чтобы они смогли выразить свои потребности или жалобы, научить простым бытовым навыкам. Далеко не всегда этому могут обучить сами родители. Нет сил, нет умения, да элементарно - ресурс закончился, выгорели. В нашей школе таких детей нет, потому что школа маленькая, нет помещений, нет такого количества педагогов и медперсонала, что бы обеспечить работу со сложным ребенком.
Кто- то скажет, да на кой надо учить детей, которые "никакие"? Да элементарно, что бы позвать на помощь. А есть дети, которых дома не смогли научить по разным причинам одеваться, есть ложкой, ходить в туалет. Не нашлось рядом человека, который бы подсказал, как это сделать. Кому -то врачи изначально сказали: "Ваш ребенок ничему не научится. Дай бог будет сам на горшок проситься." А люди верят, мы же привыкли доверять врачам. Нам с Савой так говорили. Когда же в два года пришли оформлять карту в лекотеку, говорили : "Какой вам садик? Он же даун!" За то перед школой психиатр выдала: " Зачем вам коррекционная школа? Не портите ребенку жизнь, идите в обычную."
Сколько людей, столько и мнений. Даже среди специалистов порой идут споры, где лучше учиться ребенку. Мне кажется, сперва надо для себя решить, что мы хотим получить от школы в итоге. Если вас устраивает перевод из класса в класс с нарисованными тройками, да ради бога, боритесь за инклюзию. Только потом, получив справку вместо аттестата, не ругайте школу, которая не смогла научить вашего ребенка элементарным вещам. Конечно и коррекционные школы разные, очень многое зависит от педагогического коллектива. Но чаще всего в эти школы люди идут по призванию. Они не будут шарахаться от вашего ребенка, не будут требовать идеального почерка, а вместе с вами порадуются корявеньким буквам. И, что уж скрывать, в коррекционной школе ребенок попадает в среду детей, которые примерно равны с ним по уровню развития. Кто-то развит по лучше, кто-то похуже, но никого не считают нормой и не нормой. В классе учитель не ориентируется на самого слабого, но у слабого есть возможность тянуться за более сильным учеником.
Увы, много случаев, когда коррекционной школы рядом нет. Не у всех родителей есть возможность возить ребенка каждый день за 40 км, не каждый может оставить его в интернате. Остается один вариант, идти в школу возле дома и уже со школой решать, какое будет обучение: в классе, индивидуально или надомное. В каждом свои плюсы и минусы. И я очень радуюсь за детей, когда узнаю, что их приняли дети в обычных классах. Что бы многие не говорили, ребенок с синдромом Дауна чаще всего спокойный и тихий. Он не бегает по классу во время урока, сидит за партой, что-то чиркает в тетради, слушает как отвечают или читают другие дети. Обычно для такого ребенка проводят индивидуальные уроки по основным предметам, а остальные он занимается со всеми.
И поверьте, неуравновешенного, пускающего слюни, страдающего недержанием, в общую школу и не поведут, и не возьмут.