Вот мы и дошли до поезда, названного в честь одной из самых крупных рек страны. "Амур". Москва - Хабаровск. Говорят, что этот поезд был очень быстрым. Я видел его в 2006 году - приезжал к нам родственник из Перми на нём. И состав абсолютно не произвел впечатление - что-то очень грязно зелено-голубое с битыми запыленными окнами, через которые внутрь слабо проникал солнечный свет, как он нам сказал. В сети нашел фотографию состава уже в современной раскраске:
В старых цветах нет. Так что, если у кого-то есть (а желательно бы еще и в цвете, то буду благодарен). Да и вообще про этот состав информации немного. Фактически всё ограничивается информацией справочников с расписанием движения. Даже как-то странно, если честно. Я даже засомневался, что это вообще когда-то был фирменный поезд. В одном из отзывов так прямо и было написано, что надпись на табличке "Амур" - это вообще не более чем самодеятельность. И действительно, ни в справочнике 1987 года, ни 2004 года это название не указано. Однако некоторые сайты-агрегаторы в отсылке к каким-то архивным страницам указывают, что состав был не просто именным, а именно фирменным. И назывался именно "Амур". Вот только в какие годы это было указать забывают.
Этот маршрут вообще нами был очень подробно изучен. В подборке про поезда есть цикл статей, посвященных изучению разрывов в сообщении электропоездами на всей протяженности трассы Москва - Владивосток.
Поэтому сейчас мы просто пройдемся по времени в пути до основных станций. А вот затем про Амур поговорим.
Что я буду сравнивать? График поезда № 184 образца 1987 года. Вторым будет состав № 44 образца 2004 года. Оба они следовали по маршруту Москва - Хабаровск. А вот третьим будет современный состав № 002, который как и два предыдущих уходит на Кострому после Ярославля. Да и скорости у "двойки" не осталось, так что вполне сойдет в качестве базы для сравнения.
Итак, все они отправляются с Ярославского вокзала:
- 1987 - в 00:40;
- 2004 - в 00:35;
- 2024 - в 01:00.
Всё очень-очень близко в пределах 20 минут. Интересно, а какой разница в конце окажется.
В Костроме составы будут
- 1987 - в 06:40;
- 2004 - в 07:05;
- 2024 - в 06:30.
То есть пока самым медленным является состав 2004 года, а состав 2024-го не только виртуально "догнал", но и перегнал состав 1987-го, несмотря на более позднее (на 20 минут) отправление из Москвы.
В Перми-II поезда окажутся в соответствии со следующим графиком:
- 1987 - в 03:39;
- 2004 - в 02:51;
- 2024 - в 03:20.
Какая разительная перемена происходит с составом № 44. Если на участке до Костромы он был самым медленным, то до Перми он "полетел". Например, № 184 преодолел расстояние от города Островского до столицы Пермского края за 20 часов 59 минут. "Россия", от которой ничего фирменного не осталось (как любят писать мои комментаторы) - за 20 часов 50 минут (то есть здесь всё вполне сопоставимо со 184-м). А вот № 44 то же расстояние преодолел за 19 часов 46 минут.
Идем далее. Давайте увеличим расстояние, чтобы избежать действия каких-либо случайных факторов, и следующую отсечку произведем по Омску. И вот здесь крах системы. Потому как в 80-е гг. ХХ века состав № 184 уходил не на Тюмень после Свердловска, а на Курган, а вот оттуда уже на Омск. Видимо, это и задерживает его в пути, в то время как № 44 продолжает ускоряться относительно современной "двойки". Если в Перми разница между ними была 29 минут, то к Омску она вырастает до 52 минут.
- 1987 - в 02:28;
- 2004 - в 22:26;
- 2024 - в 23:18.
Ну а № 184 отстал от первого в этом графике № 44 уже на 4 часа и еще 2 минуты.
Следующую отметку предлагаю взять по Красноярску. тут уже без вариантов (я надеюсь, что № 184 через Кемерово не пустят).
- 1987 - в 02:47 (то есть участок пройден за 1 сутки и еще 19 минут);
- 2004 - в 20:29 (время от Омска 22 часа 3 минуты) ;
- 2024 - в 21:40 (время от Омска 22 часа 22 минуты).
Красивое время в пути у современной "двойки". Но это не помогает ей в заочном соперничестве с № 44. Хабаровский выиграл еще 19 минут и теперь "везет" "России" уже 1 час 11 минут. Но! Не стоит забывать, что "Россия" отправилась с Ленинградского вокзала с отставанием 25 минут. А потому реальная разница в скорости на 4000 км лишь 51 минута. Но в пользу состава 2004 года.
Понятно, что свой родной Иркутск я в этом перечне не пропущу. Итак, время прибытия в мой город было:
- 1987 - в 22:56 (то есть участок пройден за 20 часов 9 минут);
- 2004 - в 15:07 (время от Красноярска 18 часов 38 минут) ;
- 2024 - в 16:19 (время от Красноярска 18 часа 39 минуты).
Хоть минуточку, но № 44 все равно отыграл у России. Я часто приводил фотографию Иркутска-Пассажирского, ну давайте на нашу Сортировку посмотрим. Тем более, что все эти составы там останавливаются.
Хм... И почему мне было неудобно встречать родственника в 8 вечера по нашему времени? Я вот сейчас начинаю вспоминать, что действительно это не ночь была. Наверное, какие-то другие были дела как раз в этот день.
Отправляемся в Забайкалье. И следующая отсечка по Чите, конечно.
- 1987 - в 18:07 (то есть участок пройден за 19 часов 11 минут);
- 2004 - в 08:58 (время от Иркутска (я, кстати, интервалы считаю по прибытиям
составов на станции) 17 часов 51 минута); - 2024 - в 12:14 (время от Иркутска 19 часов 55 минут).
Вот действительно, ну что с "двойкой" сделали на этом участке. Это же на 44 минуты медленнее даже № 184!
Уходя с Ярославского вокзала с разницей в пределах 25 минут, к Чите она измеряется уже более чем 9 часами.
Ну и Хабаровск:
- 1987 - в 15:20;
- 2004 - в 03:16;
- 2024 - в 08:49.
Итого, расстояние до Хабаровска состав № 44 преодолевал на 5 часов 08 минут быстрее, чем современный № 002. Назвать "Амур" (если все-таки использовать это имя) совсем уж быстрым у меня язык ну никак не повернется. Нормальный поезд.
И вот как-то меня спросили в одной из предыдущих публикаций, а какое время меня устроило бы для такого расстояния. Понятно, что сейчас меня тут назовут фантазером, но мне хотелось бы не больше 3-х суток до Иркутска и 5-ти до Хабаровска. Да, хотеть не вредно, вредно не хотеть. И на самом деле, ну не много я прошу. Около 1700 км в день. Это чуть больше 70 км/ч. Ну разве это космос?! Всё удается тому, кто стремится. 190 минут можно убрать у современной "России" если все остановки более 30 минут свести хотя бы к 30-минутным. А так имеем в наши дни 6 суток и еще около 8 часов в дороге. Вдоволь можно налюбоваться красотами Урала, Сибири и Дальнего Востока.
Ну а теперь давайте посмотрим на красоты самого Амура. Сегодня считается, что река начинается с того места, где Шилка сливается с Аргунью. Вот и посмотрим, что там нам встретится до Хабаровска. Реки сливаются около местечка Усть-Стрелка. Выглядит это место вот так:
На китайской стороне там будет побольше населенных пунктов, чем на российской. Есть и достаточно крупные города. И почему-то многие считают, что Амур протекает чуть ли не по равнине, что его берега некрасивы, заболочены. В нижнем течении может быть и реально сложиться такому впечатлению. Но никак не на участке до Хабаровска. Например, вот такими скалами можно полюбоваться буквально в 10 км ниже села Игнашино в Амурской области.
Ну хотя как полюбоваться?! Попасть сюда архисложно. Это же все пограничная зона. Но современные технологии дают нам возможность это сделать. Причем скалы эти на нашей стороне.
А затем река и вовсе начинает петлять, не сумев прорезать скальные массивы. Причем перешейки между изгибами очень узкие. Например, вот на этом участке перешеек между двумя петлями лишь чуть больше километра.
А вот так выглядят скалы на этих петлях:
Эти петли располагаются чуть выше села Джалинда. Вот от этого села на десятки километров вниз и будет тянуться достаточно высокий российский берег и пологий на китайской сторону.
Очень "плотные" петли расположены у села Буссэ в той же Амурской области. Это кстати по фамилии военного губернатора Амурской области:
Тут расстояние между петлями 400-600 метров. А еще чуть ниже у села Михайловка расположены знаменитые амурские Михайловские столбы.
А тут уже и до Благовещенска недалеко. А на другом краю Хэйхэ с его более чем 1,5 млн. чел. населения. И здесь очередная полемика - что во что впадает. Амур в Зею или Зея в Амур. Вообще вот так посмотришь на карту, и больше складывается ощущение, что это Амур впадает в Зею. Она и шире, и дальнейшее русло реки больше похоже именно на продолжение Зеи. Но решили по-другому.
Вот здесь Верхний Амур заканчивается и начинается гораздо более равнинный Средний. А после Хабаровска - Нижний. Ну а у нас статья заканчивается. Еще один состав, названный в честь реки, остался позади. До встречи на канале!
P.S. Другие статьи про фирменные поезда можно посмотреть в подборке по ссылке ниже: