Найти тему
МИР (Море История Россия)

Почему случилась интервенция на Черном море?

А, вообще, что такое интервенция?

Интервенция военное, политическое, информационное или экономическое вмешательство одного или нескольких государств во внутренние дела другого государства, нарушающее его суверенитет. Например, то, что творилось у нас в информационном пространстве еще недавно, являлось информационной интервенцией ( чистом виде). Люди, наблюдавшие процесс со стороны, возможно, не прочувствовали, но, «эфир был плотно забит «евроагитаторами» (сейчас «плотность» их ниже, но их по-прежнему много). (Шучу, но в каждой шутке есть только доля шутки…)

Интервенция может быть военной, дипломатической, информационной, экономической. Вы не поверите, но сейчас все виды интервенции несовместимы с Уставом ООН и запрещены международным правом. А, тогда…

В чем причина интервенции? Прежде всего в деньгах. В случае с немецкими войсками все, в принципе, понятно. Это была по сути не интервенция, а оккупация, продолжение войны, отчаянная попытка Германии выиграть войну.

Что касается англичан и французов…

-2

Здесь замешаны только деньги («бизнес, и ничего личного). Первой, и практически, единственной целью интервенции Англии и Франции в России было стремление обеспечить возврат денежных средств, вложенных в ходе войны в Россию. Началось все еще при царе-батюшке.

До Первой мировой войны Российская империя по размерам внешнего долга была на первом месте в мире. В 1914 году среди сравнительно развитых стран внешний государственный долг помимо России имела лишь Япония, а остальные государства, имевшие внешние долги, были зависимыми и полуколониальными.

Во время войны внешние заимствования составили 7,7 млрд. руб., увеличившись в 2,5 раза по сравнению с довоенным периодом. С учетом довоенного долга и гарантированных государством займов к октябрю 1917 года внешний долг превышал 12,5 млрд. руб. Основными кредиторами были Великобритания и Франция, на которые приходилось более 80% всего внешнего долга.

Державы стремились избежать многомиллиардных потерь от национализации имущества иностранных граждан, проведенной Советской властью, и отказа выплачивать долги царского и Временного правительства.

Остальные причины были вторичными. Хотя…

Да, кроме этого, для них важно было ослабить Россию как своего будущего политического и экономического конкурента в послевоенном мире. Для этого-то и затевалась февральская (она же мартовская) революция. В ней тоже замешаны "союзнички".

В советской версии есть еще одна причина: западные державы стремились предотвратить расползание социалистической революции по всему миру.

В общем, так или иначе, Страны Антанты (задолго до начала интервенции) подписали соглашение о непризнании Брестского мира и будущем разделе России на сферы влияния. В начале марта 1918 г. в Мурманске высадился 2-тыс. десант английский войск, а к середине месяца туда прибыли французские и американские войска. В апреле во Владивостоке высадились японские войска. Турция, союзница Германии, ввела свои войска в Армению, Азербайджан. Англия захватила часть Туркмении, заняла Баку. Захват больших территорий иностранными интервентами сопровождался уничтожением органов Советской власти, восстановлением прежних порядков, разграблением материальных ценностей.
Вложения в разномастные «белые» движения были сродни вложениям в Украину. Это тоже была попытка загнать страну в долги, и поставив во главе нового марионеточного правительства своего ставленника, обеспечить возврат с процентами.

А, потому…

22 ноября, после капитуляции Турции и Германии, в Новороссийск пришли английский крейсер «Ливерпуль» и французский «Эрнест Ренан», команды которых посетили Екатеринодар, где им была устроена восторженная встреча. Одновременно в Севастополь и Одессу прибыли другие корабли Антанты. Представители союзного командования сообщили о решении стран Антанты оказать Добровольческой армии помощь оружием и снабдить ее всем необходимым, но фактически первый английский транспорт прибыл в Новороссийск лишь 16 февраля 1919 года, и в дальнейшем одна Великобритания интенсивно помогала Добровольческой армии снабжением.

Но прибытие союзников не оправдало надежд на их помощь по образованию флота, и даже наоборот, они принесли в этом деле лишь вред. Вскоре после их прибытия в Севастополь они подняли свои флаги на всех исправных миноносцах: «Дерзкий» и «Счастливый» были взяты англичанами, «Беспокойный» и «Капитан Сакен» стали французскими Р-1 и Р-2, итальянский флаг поднял «Зоркий», а греки получили «Звонкий». «Воля», единственный остававшийся после самоуничтожения в 1918 году флота дредноут, англичане увели в Измит. Склады порта подверглись буквально разграблению, и команды кораблей всех наций брали без всякого разрешения все, что находили для себя интересным; в особенности в этом отличились греки с броненосца «Лемнос».

Показания начальника морской авиации о выведении из строя береговой артиллерии, кораблей и самолетов в Севастополе:

19, 20 и 21 апрелябыли взорваны орудия Севастопольской крепости, причем фугасы закладывались в дульную часть пушки французской морской подрывной командой.

21 апреляприехала команда с французской канонерской лодки… вместе с командиром и двумя офицерами, и начали грабить (форменным образом) склады: взломали замки, разбили шкафы и, несмотря на мой протест, тащили из складов все. Матросы говорили, что им разрешил командир, а командир нагло заявил: «Я им не разрешал, я ничего не знаю». Он так мне ответил, несмотря на то, что я был в форме и сообщил, кто я.

22 апреляприехала команда с крейсера…, закончила разгром складов и разломала все наши аппараты — ими было получено приказание от начальника штаба адмирала Амета.

25 апрелябыли подорваны машины на оставшихся военных судах, команда английская.

25 апрелябыл сожжен порох, находившийся в погребах батарей.

26 апрелябыли затоплены на внешнем рейде наши подводные лодки 9–10 штук — топили англичане, находившиеся в то время на нашем портовом катере «Елизавета».

27 апрелябыла выведена на рейд баржа, нагруженная винтовками. Винтовки выброшены за борт французскими матросами.

Капитан 2-го ранга Крыгин, 10 июня

«Вчера с утра подрывная партия из английских матросов объезжала на катере все

наши старые боевые суда, а также оставшиеся миноносцы старой и новой конструкции

и поочередно производила взрывы в машинных частях. Целый день слышались через

непродолжительные промежутки времени глухие звуки. На берегу, несмотря на сильный ветер с тучами пыли, значительные группы народа, наблюдавшие картину калечения наших стальных гигантов. Вот только что испустил дух славный своими походами «Память Меркурия», и желтые клубы дыма от взорвавшегося

в машине подрывного пороха выходят из трубы и люков, подхватываемые порывами ветра…

Вблизи «Меркурия» как бы навеки замерли старые «Ростислав», «Синоп». В стороне возле электростанции знаменитые своей борьбой с «Гебеном» — «Иоанн Златоуст», «Три Святителя» и «Борец за Свободу», покорные судьбе ждут своей казни. Вот раздались взрывы на судах минной бригады и перестали существовать последние остатки минного флота. Грустная картина, с тяжелыми думами публика шествует назад»

Акт о порче русских судов в Севастополе

Мы, нижеподписавшиеся, сим свидетельствуем, что 25 апреля 1919 г., около 8½ утра пристал к левому борту линейного корабля «Ростислав» английский паровой [катер] с офицерами и вооруженной командой матросов, снабженной инструментом, проводниками и батареями. <…>

24 апреля начальником охраны рейдов и судов было приказано охране корабля не препятствовать англичанам производить порчу механизмов и при их появлении на корабле съехать на берег. По съезде охраны с корабля спустя около двух часов последовали два взрыва один за другим в машинных отделениях. После взрывов англичане перешли на линейный корабль «Синоп», а охрана возвратилась на корабль и обнаружила взрывы [следующих] главных машин: [далее перечисляются поврежденные детали и узлы]

Кроме того, взломаны замки двух машинных кладовых, откуда похищены части моторных

катеров (пара рабочего платья, одно магнето, ключи, инструменты и масленки). Кроме

того, взломан замок сундука охранника Семена Чесенко, откуда похищено новое рабочее платье, принадлежавшее ему, и слесарный инструмент. В помещении охраны взяты чертежи корабля, икона св. Николая и флаги. Что подписями и свидетельствуем (пять подписей)

Председатель комиссии П. Параскевич

За начальника охраны линкора «Ростислав» военный моряк Н. Власов

Доклад летчика морской авиации

Приблизительно 25 апреля матросы с крейсера «Верньо», охраняющие станцию, посбивав со складов замки, стали грабить имущество отряда, увезя, что понравится, на корабль. Нам едва удалось отстоять ангар с самолетами, но в 4 часа дня прибыл новый отряд в 30 матросов с крейсера Du Chayla во главе с офицером с письменным приказанием ему уничтожить самолеты, а нам предложить переехать ан французский корабль. Наши протесты озлобили французов, называющих нас (офицер тоже принимал в этом участие) «империалистами», «буржуями», «контрреволюционерами» и другими в большевистском духе кличками. Причиной уничтожения самолетов офицер объяснил то, что самолеты, как и подводные лодки, и те орудия, которые они сейчас уничтожают, служат средством для ведения войны.

Летчик морской авиации, штабс-капитан Алферьев, 19 (6) августа 1919

Ни что не ново под луной.