Любое сходство с реальными людьми или событиями является совпадением
Настя родила чуть раньше срока. Ребенка назвали Степой. На выписку сестра никого не позвала.
Мама звонила ей каждый день. Интересовалась самочувствием дочери и здоровьем внуков. Настя жаловалась на усталость и недосып. Во время разговора по телефону нередко кричала на свою дочь, и мама приняла решение забрать Василису на время к себе. Рассудила, что так будет лучше для всех.
Лиза и отец такое решение не одобрили. Отец в последнее время чувствовал себя плохо и часто болел. Внучку он любил, но посвящать ей все свободное время не мог.
Лизе было просто обидно за Василису. Она не понимала сестру, которой мешал собственный ребенок. Не раз она заводила с мамой разговор о том, что Настю нужно «ставить на место». Ни один ребенок не заслуживает чувствовать себя ненужным. Кто если не мать должен защищать, оберегать и любить своего малыша?
Злилась Лиза и на Лешу. Неужели он не видит, как ведет себя его жена? Почему молчит? Зачем терпит? Или, может, всех все устраивало?
- Настя просто уставшая, - оправдывала ее мама. Это было удивительно, потому что раньше женщина осуждала поведение старшей дочери. Сейчас, ее как будто подменили.
- Отчего она все время устает? – Лиза пыталась найти логику в словах матери, - ни дня сестра в своей жизни не работала. Василису мы постоянно забираем к себе. По дому она редко что-то делает... Так что за усталость такая?
- Родишь и поймешь, - отвечала мать. Давая тем самым понять, что не Лизе судить сестру. – Лешка постоянно в командировках, а она одна. Кто если не мы, родные люди, ей поможем?
Лиза чувствовала в этих словах упрек. Со стороны можно было подумать, что она желает сестре зла или ревнует мать. Но Лиза руководствовалась, как ей казалось, самыми лучшими побуждениями. Верила, что Настю словами можно призвать к совести.
***
Учебу в университете нельзя было назвать трудной. Единственная сложность заключать в том, что новой информации было очень много. Порой в голове возникала каша, мысли путались. Лиза продолжала упорно заниматься, помня ради чего это делает. Не все однокурсницы с таким же рвением старались учиться. Кто-то поступил в университет по указке родителей, у кого-то началась пора любви. Одна девушка, сдав сессию, взяла академический отпуск из-за беременности. Лиза, как и другие осудили ее за безрассудство.
Все чаще девушка стала презирать тех, кто совершает какие-либо ошибки и живет «неправильно». Что же касалось любви, то Лиза приняла предложение Дани встречаться. Эти отношения были спокойными. Не было в них ни страсти, ни романтики. Лиза считала, что к любому серьезному шагу в жизни нужно подходить с холодной головой. Как оказалось Даню такой подход не устраивал.
- Раньше ты была другой... А сейчас, - Слова ему давались не легко. – Надела белое пальто. Всех осуждаешь за то, что живут неправильно. Сама-то лучше тех, кого презираешь? Я так не могу.
Расставание стало для Лизы ударом, потому что она считала, что у нее все хорошо. Наверное, в тот день она впервые задумалась о том, что в чем-то все-таки не права. Слишком возгордилась своей правильностью во всем. Судить было легко, а вот понимать других...
Так или иначе, когда Василиса на время переехала к ним домой, Лиза вновь и вновь думала о старшей сестре. И всякий раз, стараясь ее как-то понять, склонялась к тому, что у той просто нет совести.
С Василисой Лиза проводила все свободное время. Это помогало отвлечься от расставания с Даней. Глядя на племянницу на душе становилось тепло. Девочка уже много что умела делать. Она по-прежнему тянулась к Лизе и прижималась, когда та брала ее на руки. Василиса очень любила обниматься. Ей больше было интересно проводить время со взрослыми, чем играть в игрушки. Если девочка была предоставлена сама себе, то нередко начинала разбрасывать вещи и плакать, привлекая тем самым к себе внимание. Лиза подрывалась с места, думая, что у племянницы что-то болит. Сажала девочку к себе на коленки и успокаивала. Василиса начинала сразу улыбаться, чувствуя заботу и любовь.
Лиза сделала выводы, что девочке не хватает внимания. Своими предположениями Лиза поделилась с матерью, но та лишь отмахнулась:
- Вы с сестрой в детстве тоже притворялись что у вас что-то болит. Так делают все дети.
- И как ты поступала?
- Когда поняла, что вы так делаете специально, то перестала реагировать.
- Вот так просто? – Удивлялась Лиза.
- А как все успевать, если обращать внимание на каждый каприз?
Ответ матери ошарашил.
- А все ли ты действительно успевала делать? – Спросила Лиза.
- Да. Дома всегда было убрано, приготовлено. Не то что сейчас у современных родителей. Понимаешь, Лиза, семья это прежде всего труд. Ежедневная работа.
- А по мне ты не успевала делать самого главного.
- Чего?
- Проводить время с нами и дарить свою любовь. Что толку от твоей уборки, если ребенок предоставлен сам себе. Что толку от твоих супов, если твои дети не чувствуют себя любимыми. - В Лизе говорил обиженный ребенок.
Мама рассмеялась.
- Ну не надо тут... Каждый декабрь мы вас в театр водили, а летом иногда возили на море. С чего вдруг такие разговоры? Хочешь в чем-то меня упрекнуть? О, времена пошли у детей... винить во всем родителей. Вы с сестрой всегда были одеты, обуты, сыты. Тебе надо сказать мне спасибо. Или ты опять хочешь оттянуть в сторону сестры?
Тогда-то Лиза и поняла почему мама вдруг встала на сторону Насти. Видимо женщина для себя решила, что если внучка сыта, то значит все в порядке.
***
Настя не спешила забирать Василису домой. Напротив, стала просить о том, чтобы и за сыном присмотрели. После недолгих уговоров мама согласилась последить и за внуком. Зять возвращался из командировки и дочь убедила ее в том, что ему нужен отдых.
- Сами понимаете. На свекровь надежды нет, - вздыхала она.
Сталкиваться с Настей Лиза не хотела. Сестру она откровенно презирала за отсутствие любви к детям. Решила в этот день уйти из дома и остаться на ночь у подруги.
Мама видимо не ожидала, что Лиза откажется следить за малышом.
- Как я одна с двумя? У меня в последнее время голова так болит, - пожаловалась она. – Вдвоем то мы лучше справимся.
- Не надо было соглашаться.
- Ты должна помогать сестре. – Упрекала ее мама. – Потом когда-нибудь она поможет и тебе. Раньше ты не была такой. Мне казалось, тебе нравится заниматься малышами. И образование ты получаешь, чтобы в дальнейшем связать свою жизнь с чужими детьми.
- Меня подруга ждет, - настаивала на своем Лиза. – Я уже договорилась.
- Одни гулянки на уме. Может тебя парень какой ждет?
- Может и парень.
- Ты стала хамить все больше и больше, - обиделась мать.
Лиза так и не поняла в чем заключалось ее хамство.
***
У подруги дома остаться не получилось. К ней без предупреждения приехали родственники и Лизе пришлось уйти. Она без дела слонялась по ночному городу, изучала здания и строения. Домой не спешила и выбирала путь подлиннее. Знала, что, когда вернется, мама тут же начнет ее стыдить. Раньше все свое негодование она направляла на Настю, теперь же переключилась на Лизу. Вообще в последнее время маму словно подменили. Да и Настя стала более терпеливой. Если вдруг получалось, что мама начинала читать нотации, сестра не огрызалась. Напротив, выслушивала и соглашалась со всем что скажет мать. Нередко сестра дарила подарки и всячески пыталась угодить родителям. Лиза сильно сомневалась, что она повзрослела. Тут дело было в чем-то другом. Складывалось впечатление, что они с мамой в чем-то сговорились. На улице стало прохладно, Лиза решила свернуть через двор и сократить путь.
Мысли прервал мужской смех. Лиза обернулась и увидела позади себя компанию. Трое мужчин шли за ней и заметив, что девушка на них смотрит, решили ее позвать. Лиза ускорила шаг и достала телефон. Ждать, когда на нее нападут не стала и сразу набрала номер полиции. Лучше она получит штраф за ложный вызов, чем утром ее обнаружат за гаражами.
Мужчины, видимо почувствовав неладное, засуетились. Один сразу вырвал телефон и скинул звонок, второй выхватил из рук сумку, а третий скрутил Лизе руки, и прижал к себе, тем самым лишая ее движения.
- Мы ничего плохого не сделаем. Только кое-что возьмем, - один из грабителей высыпал все из сумочки на землю. Наличных денег у Лизы не было. В кошельке она хранила банковские карты. Мужчина недовольный тем, что ничего не обнаружил, посмотрел на Лизу. Девушка почувствовала, как выпрыгивает ее сердце из груди.
- Отпускай ее, - сказал он своему сообщнику.
- Она может с карты снять, - ответил ему мужчина, который держал Лизу за руки.
От компании сильно пахло алкоголем. Девушка решила молчать. Главарь покрутил у виска. Лиза посмотрела по сторонам и вдруг заметила женщину. Не давая себе время на раздумья, сразу закричала.
Мужчины не ожидали, что она начнет звать на помощь. Первый, напуганный криком, кинулся сторону. Тот, который ее держал, ослабил хватку. А третий откинул сумку в сторону и стукнул Лизу по лицу, выругавшись.
Женщина, привлеченная криком, испугалась и убежала,. Грабители тоже решили не рисковать и скрылись. Лиза осела на землю и расплакалась. Все проблемы и заботы показались такими мелочными перед реальным страхом за свою жизнь.
Девушка не помнила, как добралась до дома. Родители уже спали. Лиза старалась не шуметь и все же маленький племянник проснулся и захныкал.
Мать недовольная тем, что ей пришлось встать. Выглянула в коридор, держа внука.
- Меня хотели ограбить, - руки Лизы тряслись. Все перепачканная и испуганная, она присела на пуфик и не сразу поверила, когда мать вместо того, чтобы посочувствовать, ответила:
- Не удивительно. По ночам шляться меньше надо. Степу разбудила, а мне теперь успокаивать его всю ночь. Какая я завтра на работу пойду?
Лиза почувствовала неприятный ком в горле. Разве она виновата в произошедшем?
- Деньги на месте? – Чуть сбавив тон, спросила мама. Видимо до нее только сейчас дошел смысл сказанного. – Обошлось?
- Обошлось. – Промямлила Лиза.
Мама уложила ребенка в кроватку. Степа почти сразу задремал. Затем вышла к дочери и посмотрела на ее лицо. На правой скуле начал вырисовываться синяк. Женщина обняла ее и расплакалась. Лиза прижалась к матери и потихоньку начала успокаиваться.
На следующее утро, Лиза решила сразу отправиться в участок. Синяк на лице замазывать не стала. Поскольку остаться с детьми было некому, мама позвонила Насте и попросила приехать. Женщина решила отпроситься с работы, чтобы сопровождать дочь. Лиза начала отказываться от помощи.
- Нет, так нельзя. Мало ли кто это был. Давно никто никого не грабил. А вдруг они тебя выследят? Или может ты кого обидела? – Мама разнервничалась. – Хочешь Лешку попрошу с тобой сходить? Он вчера приехал из командировки. Пусть сегодня тебя повозит везде. Сначала надо в больницу... Снять побои. Там врач будет обязан сообщить куда следует. Тебя вызовут в участок. Но оставаться одной никак нельзя. Кто знает, что было на уме у тех мерзавцев.
Настя приехала с мужем достаточно быстро. Старшая сестра выглядела перепуганной, но увидев Лизу успокоилась.
- Я-то думала ее сильно избили. Мам, ты что так пугаешь? Леша на машине летел сюда так, словно конец света начался. Небось теперь сто штрафов придет.
Леша же, посмотрев на Лизу замер и выругался.
- Как ты себя чувствуешь? Болит?
- Нормально, - честно ответила Лиза. Ей было не столько больно, сколько страшно из-за того, что случилось.
- Думаю их быстро вычислят, - сказала мама, - сейчас везде камеры. Значит так! Настя с детьми может остаться у нас, я пойду на работу, а Леша с Лизой поедут в больницу. Хорошо?
Старшая сестра покачала головой.
- Леша вчера поздно приехал. Толком не отдохнул. С Лизой вроде все в порядке. Она что самостоятельно не дойдет? Ей же не ноги переломали. Да и дети по папе соскучились. Разве я не права? Если честно, я тоже себя с утра плохо чувствую. Кружится голова. Перенервничала.
Все посмотрели на Настю, как на умалишенную. Даже сейчас сестра не хотела жертвовать своим комфортом и гнула свою линию.
- Что с тобой не так? – Спросил Леша жену.
- Я просто хочу как лучше. Для тебя. Если бы с Лизкой действительно была беда, я бы ни слова не сказала. – Настя покраснела и тут же добавила. – Конечно, поезжайте вдвоем. Ужасная ситуация.
***
По дороге в больницу Лиза молчала. Леша тоже не решался заговорить. Не хотел докучать с расспросами. Сегодня девушке предстояло несколько раз рассказывать разным людям о том, как все случилось. Безусловно, все это переживать вновь и вновь, было тяжело.
Глядя на ее синяк, внутри почему-то поднималась волна злости и гнева. Он не знал, кто посмел тронуть хрупкую девушку, но если бы встретил их, то как ему казалось, не оставил бы от них мокрого места. Лиза, чувствуя взгляд, посмотрела на мужчину. Леша не мог не отметить, что она стала очень красивой. Исчезла детская припухлость с лица. Глаза словно стали больше и выразительнее. И губы... Сердце забилось чаще, и он отвернулся, гоня ужасные мысли прочь.
- Спасибо, - прошептала Лиза.
- Я еще ничего для тебя не сделал, - хрипло ответил он.
__________________________________________________________________________________