Найти тему
Штрихи и Мазки

«Одиссей и сирены» Джона Уильяма Уотерхауса – хитрость против соблазна

Мифологическая живопись всегда занимала особое место в мире изобразительного искусства. Мифы, легенды и предания, отражающие архетипы, надежды и страхи всего человечества, были просто обязаны воплотиться на холсте. Поколения живописцев писали образы древних богов, героев и чудовищ, постепенно приходя к определенным канонам. Однако порой отдельным художникам все же удавалось найти свежий подход к этой теме. И яркий тому пример – картина «Одиссей и сирены» Джона Уильяма Уотерхауса.

«Одиссей и сирены» Джона Уильяма Уотерхауса (1891 г.) / Источник: Wikimedia Commons (National Gallery of Victoria, Public domain) https://commons.wikimedia.org/wiki/File:WATERHOUSE_-_Ulises_y_las_Sirenas_(National_Gallery_of_Victoria,_Melbourne,_1891._%C3%93leo_sobre_lienzo,_100.6_x_202_cm).jpg
«Одиссей и сирены» Джона Уильяма Уотерхауса (1891 г.) / Источник: Wikimedia Commons (National Gallery of Victoria, Public domain) https://commons.wikimedia.org/wiki/File:WATERHOUSE_-_Ulises_y_las_Sirenas_(National_Gallery_of_Victoria,_Melbourne,_1891._%C3%93leo_sobre_lienzo,_100.6_x_202_cm).jpg

Джон Уильям Уотерхаус (1849 – 1917) – английский живописец-прерафаэлит, прославившийся изображениями героинь литературы и мифологии. Родился в Риме, но вскоре семья переехала в Лондон. Родители мальчика были художниками и неудивительно, что первые уроки живописи он получил от отца. Затем юноша поступил в знаменитую Королевскую Академию художеств, начал выставлять свои работы на выставках. В 34 года женился на британской художнице Эстер Кенуорти.

Джон Уильям Уотерхаус (фото, ок. 1886 г.) / Источник: Wikimedia Commons (Public domain) https://commons.wikimedia.org/wiki/File:John_William_Waterhouse_001.jpg
Джон Уильям Уотерхаус (фото, ок. 1886 г.) / Источник: Wikimedia Commons (Public domain) https://commons.wikimedia.org/wiki/File:John_William_Waterhouse_001.jpg

Творчество Уотерхауса в основном носит аллегорический характер – в своих полотнах, основанных на литературных и мифологических сюжетах, он выражает идеалы и идеи посредством художественных образов. Во многом популярность творческого наследия Джона Уильяма обусловлена очарованием его моделей. Такие картины, как «Леди из Шалот», «Офелия» или «Борей», изображают молодых девушек: прекрасных, нежных, задумчиво-печальных. Впрочем, круг художественных интересов Уотерхауса более широк и разнообразен, в нем есть место для мистерий с пророчествами и магией («Магический круг», «Хрустальный шар»), религиозной живописи («Святая Цецилия»), античности («Диоген»), а также сценам из греко-римского эпоса («Пенелопа и женихи», «Эхо и Нарцисс»).

Женские образы в творчестве Уотерхауса / Источник: Wikimedia Commons (коллаж фото со страницы Wikipedia, Public domain) https://en.wikipedia.org/wiki/John_William_Waterhouse
Женские образы в творчестве Уотерхауса / Источник: Wikimedia Commons (коллаж фото со страницы Wikipedia, Public domain) https://en.wikipedia.org/wiki/John_William_Waterhouse

К ним относится и картина «Одиссей и сирены», написанная Уотерхаусом в 1891 году. Грандиозное (2 кв. м.!) полотно изображает известную сцену из «Одиссеи» Гомера. Согласно этой древнегреческой поэме, однажды во время своего странствия Одиссею потребовалось проплыть мимо острова сирен. Эти коварные существа были известны тем, что завлекали моряков своим чарующим пением в гибельные воды. Дабы избежать влияния их колдовских голосов, хитроумный Одиссей по совету богини и чародейки Цирцеи, залепил команде корабля уши воском. Сам же герой, желая в безопасности насладиться волшебным пением сирен, приказал привязать себя к мачте. Вот как этот момент описан в поэме легендарного сказителя (пер. П.А. Шуйского):

«Спутникам уши затем залепил я всем по порядку;
К судну они привязали меня за руки и ноги».

На картине художника мы видим архаичный древнегреческий корабль, плывущий по сапфирово-синему морю к проходу меж скал. К единственной мачте за руки и ноги привязан Одиссей, в белом хитоне и зеленой шапке-пилеусе. У каждого борта сидят по 6 гребцов, чьи головы обернуты полосами ткани, плотно закрывающей уши. Видимо посчитав, что вариант с воском трудно выразить визуально, художник придумал свой способ спасения моряков от рокового пения сирен.

Одиссей и сирены / Источник: Google Arts & Culture (National Gallery of Victoria, Public domain) https://artsandculture.google.com/asset/qQH6ni1OHjyz9A
Одиссей и сирены / Источник: Google Arts & Culture (National Gallery of Victoria, Public domain) https://artsandculture.google.com/asset/qQH6ni1OHjyz9A

Последние слетаются со всех сторон в обличье хищных птиц с головами прекрасных женщин. Одна из них уже села на край фальшборта, склонившись к моряку в попытке убедить его оставить свое место и последовать за ней. Кое-кто из гребцов уже близок к этому – бросив весло, он скорчился на носу судна, в последнем отчаянном усилии зажимая уши ладонями. Особе внимание крылатые обольстительницы уделяют Одиссею, но даже их острые когти не способны справиться с удерживающими его толстыми и крепкими веревками. В итоге, как мы знаем из поэмы, корабль благополучно минует остров сирен.

Сирены – демонические существа из древнегреческой мифологии. Их отцом считалось морское божество, а матерью – одна из муз, от которой они унаследовали чарующий голос. Сирены предстают в легендах в образе прекрасных крылатых дев с птичьими ногами, усыпляющих или заманивающих путников своими сладкозвучными песнями, а затем пожирающими их. При этом они не единственные полуженщины-полуптицы в мифологии, достаточно вспомнить гарпий, а также райских птиц-дев Сирин и Алконост, вещую птицу Гамаюн.

Примечательно, что когда зрители впервые увидели картину Уотерхауса в Королевской академии художеств в 1891 году, они были сильно озадачены. Дело в том, что в Викторианскую эпоху представления о сиренах, заманивающих моряков на погибель, были близки к образу соблазнительных русалок. Именно таких сирен можно увидеть на полотнах Дрейпера и Уильяма Этти. Поэтому вид сказочных существ в образе крылатых дев, вместо миловидных женщин с рыбьим хвостом, поверг посетителей выставки в изумление.

Сирена и один из гребцов / Источник: Google Arts & Culture (National Gallery of Victoria, Public domain) https://artsandculture.google.com/asset/qQH6ni1OHjyz9A
Сирена и один из гребцов / Источник: Google Arts & Culture (National Gallery of Victoria, Public domain) https://artsandculture.google.com/asset/qQH6ni1OHjyz9A

Подобное творческое решение Уотерхауса немедленно стало объектом критики за отступление от традиций. Кроме того, в нем усмотрели символическое выражение мужских страхов перед «роковой женщиной», особенно актуальных на фоне зарождающегося движения феминисток и суфражисток. Однако, если мы взглянем на роспись античных ваз со схожим мотивом, то увидим, что Уотерхаус вовсе не грешил против первоисточника – древние греки воспринимали сирен именно как полуженщин-полуптиц. Но, что интересно, позднее художник написал картину «Сирена», героиня которой изображена в образе более близком к викторианским стереотипам.

Древнегреческая краснофигурная вазопись (V в. до н.э.) с изображением Одиссея и сирен, которую изучал Уотерхаус  / Источник: Wikimedia Commons (photo by Jastrow, British Museum, Public domain) https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Odysseus_Sirens_BM_E440.jpg
Древнегреческая краснофигурная вазопись (V в. до н.э.) с изображением Одиссея и сирен, которую изучал Уотерхаус / Источник: Wikimedia Commons (photo by Jastrow, British Museum, Public domain) https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Odysseus_Sirens_BM_E440.jpg

Картина «Одиссей и сирены» Уотерхауса написана в традиционной технике масляной живописи. Художник использовал яркие краски насыщенного синего и красно-коричневого цвета, а также охру и разнообразные оттенки серого. Полотно обрамлено в деревянную раму, покрытую сусальным золотом и сохранившуюся по сей день. Викторианский искусствовед Марион Шпильманн, описывал картину как «поразительный триумф… настоящий карнавал красок, мозаичный и сбалансированный».

Одна из сирен крупным планом / Источник: Google Arts & Culture (National Gallery of Victoria, Public domain) https://artsandculture.google.com/asset/qQH6ni1OHjyz9A
Одна из сирен крупным планом / Источник: Google Arts & Culture (National Gallery of Victoria, Public domain) https://artsandculture.google.com/asset/qQH6ni1OHjyz9A

Произведение Уотерхауса – замечательный пример мифологической живописи Викторианской эпохи. В «Одиссее и сиренах» художник воплощает свое виденье сюжета древнегреческого эпоса, идущее вразрез с традиционным образом, но переводящее его в эстетическую и романтическую плоскость.

|Справка| Полное название картины – «Одиссей и сирены» (Ulysses and the Sirens). Автор – Джон Уильям Уотерхаус (John William Waterhouse). Жанр – мифологическая живопись. Стиль – прерафаэлиты. Дата создания – 1891 г. Материалы: масло, холст. Размеры: 101 x 202 см.

Также Вы можете прочитать эту и другие статьи на сайте Painting-Stories.ru!