Прерафаэлиты – особое направление в английском искусстве. Зародившееся в середине XIX века как бунт против викторианских условностей и академических традиций, оно провозглашало свое духовное родство с флорентийскими живописцами Раннего Возрождения, теми, кто «предшествовал Рафаэлю». Прерафаэлиты воспевали новый тип женской красоты: таинственной, мистической, отрешенной. Такой как героиня картины «Борей» британского художника Джона Уильяма Уотерхауса.
Джон Уильям Уотерхаус родился в 1849 году, в Риме, но позднее его семья переехала в Лондон. Всю жизнь его окружали художники: родители (отец был его первым учителем живописи), друзья, коллеги и, конечно, его жена – художница и театральный критик Эстер Кенуорти. Неудивительно, что и сам Джон не расставался с кистями и красками. Его творчество, относимое к течению прерафаэлитов, изобилует женскими образами из литературы и мифологии – загадочными и прекрасными…
Далеко не самый известный, но оттого не менее примечательный, образец его живописи – картина «Борей». Она была написана масляными красками в 1903 году. Но после этого, на протяжении почти целого века местонахождение и судьба картины оставались тайной. Лишь в середине 1990-х годов, казалось бы утерянное навсегда полотно появилось на аукционе, что произвело настоящую сенсацию. В итоге картину приобрел частный коллекционер за 850 тысяч фунтов стерлингов (около 1,3 млн. долл.).
Но не будем о деньгах, ведь любое произведение искусства бесценно. Лучше полюбуемся на шедевр. На вертикальном полотне изображена молодая девушка. Прислонившись к тонкому деревцу, она стоит на цветочном весеннем лугу, под порывами сильного ветра. На ней темно-синее платье, голова и плечи укрыты графитово-серой накидкой. За ухо заправлен желтый нарцисс, выделяющийся на фоне темных волос. Несмотря на непогоду, ее лицо спокойно и задумчиво.
Все на этой сцене, начиная от гнущихся деревьев, до развевающейся на ветру одежды и руки девушки прикрывающей голову, говорит о буйстве стихии. Причем мы понимаем, что это ледяной северный ветер. Об этом говорит холодная палитра: темные тона синего, серого, зеленого цвета. Хрупкая фигура молодой женщины, одиноко замершей под пасмурным небом на фоне грядущей бури, еще больше усиливает напряжение сюжета.
Понимаешь насколько справедливо ее название – «Борей»! Ведь в греческой мифологии так звали бога северного ветра, могучего сына властителя звездного неба и повелительницы утренней зари. Вместе со своими братьями, Зефиром, Эвром и Нотом, повелевал он воздушными течениями. И Борей был среди них одним из самых могучих и грозных.
В мифах древних греков Зефир – посланник весны, олицетворял мягкий западный ветер; Эвр – переменчивое божество восточного ветра; Нот – персонификация горячего южного ветра; Борей – владыка бурного северного ветра.
Картина «Борей» по праву может считаться одной из жемчужин искусства прерафаэлитов. Пусть ее сюжет достаточно прост и она не содержит глубокий аллегорический смысл, но прекрасный рисунок и сильное эмоциональное воздействие вполне достойная компенсация. Стоит только взглянуть на картину, и будто чувствуешь дыхание холодного ветра…
|Справка| Полное название картины – «Борей» (Boreas). Автор – Джон Уильям Уотерхаус (John William Waterhouse). Жанр – портрет, аллегория. Стиль – прерафаэлиты. Дата создания – 1903 г. Местонахождение: частная коллекция. Материалы: масло, холст. Размеры: 94 x 69 см.
Еще больше интересного в телеграм-канале и ВК-группе, присоединяйтесь!