Педагоги, работающие с особенными детьми на протяжении довольно долгого времени, привыкают ко многим неудобствам, связанным непосредственно с их "особенностями".
Если говорить о ребятах конкретно с ментальными нарушениями, то мало уже кого удивляет их поведение, их движения, их мимика или речь (если она вообще есть), если педагоги сталкиваются с ними каждый день.
В стационары нашего спецучреждения для детей с ОВЗ (где работаем мы с коллегами из кружкового отдела) - так вообще, большей частью попадают именно такие ребята: чаще всего - не умеющие разговаривать, не понимающие обращенную речь, не имеющие элементарных навыков самообслуживания и не способные на любое, даже самое простое действие без помощи мамы (или другого сопровождающего родственника).
Но ВСЕ дети, независимо от их возраста и уровня развития, неизбежно проходят через весь комплекс услуг, включая медицинские процедуры, занятия с педагогами-специалистами, а также посещение наших творческих кружков.
Конечно, положа руку на сердце, можно сказать, что больше половины детей, посещающих наши кружки, в принципе, в таких занятиях не нуждаются (какие могут быть пение или лепка из глины, если ребенок не понимает, что происходит вокруг, стоит на четвереньках и кричит не своим голосом?!)
Но ведь, если в программе получения услуг (составленной совсем другими людьми из других учреждений) такие занятия прописаны, значит, мы обязаны их дать - и баста!
Да и ладно, привыкли.
Но, серьезно, когда привыкаешь к однообразию в занятиях с такими детьми, уже можно растеряться, обнаружив у себя на уроке немного иного ребенка!
По сути, так и было.
Очередной рабочий день, одно за другим идут индивидуальные или парные занятия (у меня в этот день - кружок оригами).
Ну, не совсем "оригамические" занятия выходят, если люди не то что не дружат с бумагой, а отродясь ее в руки не брали! Кто-то - нюхал, кто-то - жевал, кто-то - с интересом трогал (о, уже неплохо), ну а кто-то - просто играл с образцами готовых поделок (если аккуратно играть, то я не возражаю - играй на здоровье).
Но, по сути, в этом случае, занятие в кружке оригами по факту таковым не является. А чтобы протянуть положенное время нахождения ребенка в кабинете, нужно прибегать к различным "отвлекалочкам", переключениям и ухищрениям (светящиеся, звенящие или пикающие игрушки, разные сверкалки-мешалки и т.п.) Без них - нельзя, иначе ребенок будет кричать, убегать, а то и драться-кусаться.
Поэтому, делаем так: погремел ребенок светящейся погремушкой, а потом - ррраз! и согнули на столе листочек бумаги способом "рука в руке".
Вырвался, пробежал круг по кабинету, стукнул пару раз этой погремушкой по стене - ррраз! и еще один сгибчик на листе сделали.
И вот так, в таком ритме, проходят все полчаса занятия, и на выходе мы получаем готовую простую поделочку, о назначении которой ребенок даже не догадывается. Но, на автомате, в конце урока хватает эту поделку (не потому что рад, а потому что привык все хватать) и выносит в коридор к маме. А мама радуется: "Какой мой Сереженька молодец, поделочку сделал!"
Но ведь в глубине души, наверное, понимает, что все это - иллюзии… хотя, не знаю, только думаю.
А пока я думаю, в кабинет заходит на занятие следующий ребенок, с мамой или без, такой же по уровню или другой...
Но если и правда, другой?
Очень интересный мальчик Игорь
Тот самый мальчик, который посреди рабочего дня заставил немного растеряться. Ребенок из новой смены стационара, мальчик 11-ти лет, ментальные нарушения (очевидно, что РАС, диагносты - ничего не говорят, ну а все специалисты - утверждают).
Обращенную речь - хоть и понимает, но сильно "по-своему", простые задания (и даже не очень простые) - выполняет, хоть и тоже немного "своеобразно". И своя речь - тоже как бы есть… Ну да, можно подумать, что он тупо повторяет избитые слова и фразы (как это делают аутичные ребята), но почему-то у Игоря они всегда уместны. И интересны!
Игорь - тоже пришел на занятие по оригами.
Да такое ощущение, что он сюда всю жизнь ходил. И поздоровался, и сел как положено, и инструкции все четко выполнял… Несмотря на то, что он почти все время урока пребывал где-то "в себе", он периодически "возвращался" и отлично "входил в контакт" со мной.
Но, опять же очень интересно!
Указываю пальцем на лист А4 на столе:
- Игорь, бери в руки лист бумаги!
Игорь без возражений берёт, и при этом спокойной, ровной, "роботной" интонацией говорит:
- Да беру, беру, не нервничай.
Упс! Вот это поворот!
Даже смутилась. Отвечаю ему:
- А я и не нервничаю!
А он - смотрит на меня, дергает за руку, тычет пальцем в этот лист, и говорит мне:
- Это - прямоугольник! Он - белый!
Опять ступор… (у меня).
Но проговариваю ему следующий шаг инструкции:
- Сложи лист пополам!
Начинаю демонстрировать ему на другом листе, что такое "пополам", а он:
- Да сложу, сложу, не нервничай.
Таким тоном, как будто имел в виду: "тётя, не распинайся тут, я вам не дурачок".
Улыбается, складывает, а сам себе под нос то фразы из мультфильмов цитирует разными голосами, то что-то знакомое напевает… Ну, думаю, ушел в себя. А надо следующий шаг делать…
Щелкаю пальцами, говорю:
- Игорь!
Он поднимает голову, смотрит на меня, опять тянет за руку и указывает пальцем в сторону окна:
- Это - окно. Оно - стеклянное!
Видимо, не очень осторожно рукой пошевелил. Лист бумаги начал падать, но Игорь ловко подхватил его на лету.
Спрашиваю:
- Поймал?
Отвечает:
- Да поймал, поймал, не нервничай.
А потом, получив новую инструкцию, снова уходит в себя, но медленно и качественно ее выполняет. Если уж совсем "зависнет" в своей песенке, я вмешиваюсь:
- Игорек, ау, работаем!
Ну и ответ уже предсказуем:
- Да работаю, работаю, не нервничай.
Блииин, вот же удивительный персонаж! Ну понятно, что это "не нервничай" он взял не с потолка, а запомнил от кого-то из родных и теперь то и дело воспроизводит… Но как правдоподобно, уместно и прикольно одновременно это выглядит в реальной ситуации!
Но как только ему ответишь "я не нервничаю", он смотрит на тебя как на глупого щенка, улыбается, а потом вновь что-то объясняет типа:
- Это - карандаш. Он - рисует.
Ну очень интересный человек! Вау!
Для кого-то, может быть, такое поведение ребенка - в порядке вещей, а кто-то может с первого взгляда вообще подумать, что Игорёк прикалывается, но… познакомившись поближе с ним, педагоги поняли: такой он на самом деле!
И вообще, заниматься с ним - довольно комфортно и спокойно (не "нервно", между прочим).
А еще он знает слова спасибо, извини, здрасте и до свидания. Пусть и выдрессировано, пусть и в неформальном стиле, но употребляет он их к месту и ко времени. В отличие от многих более "умственно развитых" его соседей по стационару!
А мама Игоря на все вопросы специалистов - тоже загадочно улыбается и такой же спокойной, как у Игоря, интонацией говорит:
- Ну вот, такие мы.
Кто-то скажет, что сама мама - немного не такая? А наши сотрудники лично - так не считают. Ибо мама Игоря - одна из редких мам, которая не пренебрегает ни терапией (той самой), ни закреплением каждого полученного навыка дома. Любит она своего ребенка. И не нервничает…
Вот и у Вас, дорогие читатели, пусть не будет поводов нервничать.