Найти тему
Мемуары оптимиста

ТЕЛЕСКОП И ГРЯЗНЫЕ БАРАНЫ

В 1988-ом году к нам на работу в конструкторское бюро пришла девушка. С непонятно каким образованием за плечами, вероятно с техническим, да впрочем, и не суть с каким - никому и в голову не пришло бы поинтересоваться тогда, с каким именно. Правильнее было бы охарактеризовать ее, как просто приветливую молодую женщину без каких-либо определенных профессиональных навыков, которые можно было бы применить в специфике нашей работы. А поскольку навыки, как таковые, отсутствовали, то ее приняли на работу на должность конструктора третьей категории, как, впрочем, и любого из нас в свое время принимали в штат. По сути, наше конструкторское бюро напоминало больше некоторую «богадельню», куда могли трудоустроить абсолютно любого желающего. Похоже, что принимая очередного претендента на работу, наше руководство было заинтересовано не в качестве кадров, а выполняло тем самым некоторый план по их количеству, чтобы благодаря показателям численности состава продолжать и дальше претендовать на государственные квоты и оправдывать смысл существования предприятия. Нас, в полном смысле этого слова, можно было бы считать «мертвыми душами», имея ввиду степень заинтересованности в нас. Впрочем, доперестроечная социалистическая система в нашей стране основывалась во многом именно на этом комическом принципе. Девизом этого принципа мог бы стать лозунг «люди каждые нужны, люди каждые важны». И это вовсе не означало, что кто-либо из нас не мог проявить себя каким-либо определенным образом - быть действительно полезным и принести реальную помощь обществу. Но при твоем нежелании или неспособности работать - никто бы не стал обвинять тебя в тунеядстве, и ты будешь продолжать регулярно получать назначенную тебе «зряплату».

Поскольку новоиспеченному конструктору в лице вышеназванной девушки «когда-никогда» все же доводилось держать карандаш в руках, то ее в процессе работы обучили некоторым навыкам оформления документации, и она заняла свое определенное, вполне заслуженное, место в нашем коллективе.

Чем же Леночка, Ленусик - так мы единодушно называли нашу новую сотрудницу за ее мягкий характер и доброту, занималась до трудоустройства к нам? Оказалось, что она вместе со своим мужем работала по распределению на самом большом шестиметровом телескопе в станице Зеленчукской, что на Кавказе. Вот так да! Мы тут сидим, протираем штаны в душных кабинетах, а кто-то там исследует звезды и галактики, следит за движением планет, мечтает об открытиях вселенского масштаба! А кем же работала Леночка на главном телескопе страны? Младшим научным сотрудником, а именно лаборантом.. Да и какая, к дъяволу, разница - кем?!

Мыла стекла и пробирки. Ну и что ж! Она работала, можно сказать на космос, на перспективу человечества! Такому можно только завидовать!

А что же собственно нужно, что эдакое не поздно еще предпринять, к примеру, мне, чтобы стать причастным к великому действу под названием «Астрономия»?

Я еще вполне себе молод, с высшим техническим образованием, правда, все больше по тракторам, но как говорится - не боги горшки обжигают.. Возможны ли такие перемены в жизни, чтобы вот так сразу - и в науку, а если и не в науку, так хоть бы краешком быть причастным к ней? На работе, в нашем конструкторском бюро серо и уныло, стряпаем всякую никому ненужную «хрень», а там люди в горах на ослепительном солнце юга - непосредственные участники, можно сказать, неземных событий.

Интересуюсь у Леночки - а что в моем случае возможно и нужно сделать, чтобы вступить на этот, можно сказать, «звездный» путь? Оказывается, чтобы устроиться в штат хотя бы лаборантом, всего-то и нужно - сдать минимум по физической оптике. И всего-то?! Да мне-то? А что.. Я могу!

Засел за книжки в свободное от работы время. Тут я - болты, шплинты и чертежи на них. А тут астрономия - линзы, фокусы, спектры.. Поднатаскался немного по курсу оптики, поехал и сдал зачет по физическому минимуму. А дальше как?

Взял туристическую горнолыжную путевку на Домбай с тем, чтобы была возможность оказаться на Архызе в вышеназванной станице для ознакомления с условиями работы на телескопе.

Надо сказать, что обсерватория - это целый научный городок, свой, так сказать, замкнутый мирок научных сотрудников, где имеет место быть свой определенный уклад. Разумеется, и там проводятся какие-никакие массовые мероприятия, есть элементы культурного досуга работников. Но все же, по мнению той же самой Леночки, площадка телескопа является невыносимо скучным местом для молодежного состава коллектива. Вот, собственно, почему Ленусик с мужем и сбежали оттуда в Москву, «оттарабанив» положенные два года. Но я-то другое дело! Это же Архыз - всемирно известная здравница! Я всегда мечтал научиться хорошо кататься на горных лыжах! А, проживая на таком горном кластере, и не стать корифеем лыж?! Опять же, природа, горы, вечнозеленая растительность! - зимой пушистые снега, летом хрустальные ручьи..

Приезжаю в Теберду. За неимением путевок на cам Домбай, я был вынужден приобрести путевку с размещением в гостинице Теберды.

На утро следующего дня все постояльцы гостиницы собираются в автобусе с тем, чтобы ехать на горнолыжный склон.

А я так нет.

- Я тут по делам, - сообщаю своим попутчикам. - Типа, еду устраиваться на работу.

С серьезным выражением лица ретируюсь, и сажусь на транспорт в нужном направлении.

Приезжаю в станицу, выхожу из автобуса. Что я вижу? Вижу грязных овец, и бедно одетых представителей местного населения. На меня смотрят так - разве что не бросают камни..

- Фигли ты тут здесь потерял, - как бы готовы были сказать они.

И я задумался..

Понятное дело, что там в горах, ближе к самому телескопу, надо полагать, бесподобно красиво, разве что не в любое время года.. Но обрекать себя на подобное заточение в лишенных всяческих признаков цивилизации подобных местах. Да и там, в научном городке, по всей видимости, скукотища, должно быть, смертная, среди иссушенных своей наукой о звездах седовласых старцев.

А единственным местом, куда можно будет выбираться из академического унылого городка в порядке разнообразия - так в эту грязную станицу с облезлыми баранами?

Не, не мое. Я так не смогу, и я так не хочу. Я хоть и люблю природу, но я все же достаточно столичный житель, чтобы обрекать себя на такое.

Я уж лучше приеду как-нибудь сюда по путевке в отпуск, будь то летом, будь то зимой, полюбуюсь красотами Архыза. Но, не жить же там, мыть пробирки в качестве несчастного лаборанта, когда с одной стороны - в стране все разваливается, а с другой стороны - все же грядут большие перемены..